Новый проект украинской художницы Леси Хоменко Дивокрай / Wonderland как художественное высказывание о социокультурных трансформациях украинских Карпат.
Карпаты всегда были землей мифов и сказок, где, надежно законсервированные, сохранялись украинские традиции, отличные от набившей оскомину пресловутой «шароварщины». Вынесенные на периферию советской идеологии, Карпаты относительно спокойно и почти без последствий пережили «эпоху СССР», чтобы с обретением Украиной независимости снова стать одним из центров тяжести украинской национальной идентичности. Сегодня Карпаты – это модно. Украинские олигархи строят здесь горные виллы и модные гостиницы, поп-звезды снимают клипы, актуальные писатели черпают образы для произведений в стиле «украинский магический реализм», экс-президент Ющенко устраивает ежегодные паломничества на Говерлу, а посещение Карпат зимой или летом – must для последователей патриотического тренда всех уровней достатка.
Само собой, столь пристальное внимание к этой единодушно провозглашенной (и не зря, впрочем) «образцовой украинской земле», не могло пройти бесследно. Новостройки растут на горных склонах как знаменитые местные белые грибы, дороги густо усажены рекламными бигбордами, прославляющими прелести пейзажей и ближайшего ресторана «гуцульской кухни», а поток туристов не иссякает почти круглый год.
Новый проект украинской художницы Леси Хоменко Дивокрай / Wonderland – результат рефлексий над подобными трансформациями карпатского ландшафта.
Леся замечает, что, долгое время пребывая почти в изоляции от массовой культуры и общественного сознания широких масс, Карпаты вдруг стали превращаться в мейнстрим. На ее огромных широкоформатных полотнах – солнечные горные виды, на фоне которых танцуют группы молодых гимнастов в ярких трико – так художнице видится современный канон «идеальной украинской картинки». Изображая спортсменов в комичных позах, накладывая их спандексовую эстетику на эстетику импрессионистического пейзажа, Леся создает контраст визуальных языков, передавая свои ощущения деформации Карпат, вошедших в пантеон популярной культуры.
На других картинах видим «новую карпатскую» архитектуру, которую Леся пишет с натуры, но изображает нарочито схематично, как на архитектурных макетах, где цифровые рисунки будущих зданий наклеиваются на фотографии реальных видов. Характерные треугольники новостроек (подражание традиционным для этого края пирамидоподобным домам в гуцульском стиле) без окон и дверей выглядят слепыми пятнами на фоне любовно выписанных пейзажей. «Соединяя несоединимое, я хочу говорить об относительности каких-либо критериев в нашем обществе и про борьбу визуальных форм и смыслов на поле этой относительности» - объясняет Леся.
Леся Хоменко, участница группы Р.Э.П.* и уже состоявшаяся художница, известная своими творческими исследованиями соцреализма, считает, что современный арт-проект не может существовать без социального контекста. Wonderland – не ностальгическая песнь ускользающей красоте Карпат, а критическое исследование характерных скачкообразных перемен, сотрясающих наше общество и нашу культуру, и ведущих – пока – неведомо куда, как и положено в сказках.
* Группа Р.Э.П. - Революционное Экспериментальное Пространство - объединение молодого поколения украинских художников и активистов, которое появилось в 2004 году и с тех пор громко заявило о себе в Украине, России, Европе и США. Участники группы Р.Э.П. известны как групповыми, так и персональными выставочными проектами.
Картины из проекта Дивокрай / Wonderland были представлены в PinchukArtCentre на выставке финалистов премии PinchukArtPrize. 16 февраля кураторы Екатерина Тэйлор и Владимир Кадыгроб впервые представят проект полностью в помещении Украинского Дома в Киеве.
Комментарии
Подписаться