Views Comments Previous Next Search

ОРЛАН: тело как предмет искусства

215609
НаписалLaboratoria Art&Science Space2 марта 2010
215609

ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 1.

ОРЛАН (ORLAN) родилась в 1947 в городе Сент-Этьен (Франция), живет и работает в Нью-Йорке, Париже и Лос-Анжелесе. С 1965 года работает в широком диапазоне визуальных искусств, также реализуя проекты в области архитектуры, парфюмерии, музыки и моды. В своих работах особое внимание уделяет концепции телесности – технологическим и социальным практикам строительства тела (манифест CARNAL ART). Автор многочисленных персональных выставок, презентаций и перформансов в Европе, Северной и Южной Америке, Азии и Австралии, её произведения демонстрировались в крупнейших музеях и галереях различных стран мира. В 2003 году от имени Министра культуры Франции была награждена почетным титулом Кавалера Ордена Искусств и Литературы, входит в "Women artists in the 20th and 21st Century" издательства TASCHEN. С 1999 года является профессором Национальной школы искусств (Париж), с 2004 года – преподает в Колледже искусства и дизайна в Пасадене (США).

Широкую известность ОРЛАН принес проект, состоящий из девяти перформансов (1990-93), в которых она использовала возможности пластической хирургии в качестве нового изобразительного средства. Свое лицо и тело она превращает в предмет критики самого понятия красоты, его деконструкцией ОРЛАН занялась именно в тот момент, когда многие женщины начали активно прибегать к эстетической хирургии, чтобы приблизиться к красоте стандартизированной.

ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 2.

series of performances, 1990 - 2007

Ирина Кулик (искусствовед, арт-критик): "Впервые ОРЛАН решилась заснять на видео собственную операцию еще в 1978 году во время симпозиума по искусству перформанса в Лионе. Правда, тогда срочное хирургическое вмешательство было вызвано отнюдь не эстетическими причинами — художница, правда, не хочет признаваться, какими. И ее можно понять: вырезанный аппендицит, к примеру, мало чего добавил бы к ее карьере. В первый раз у ОРЛАН не было возможности как следует подготовиться к перформансу. Но зато ее хирургические действа 1990-х годов обставлялись как пышные ритуалы. Художница и хирурги облачались в почти церковные парчовые одежды, возлежащая на хирургическом столе ОРЛАН сопровождала претерпеваемые метаморфозы чтением различных философских и поэтических текстов. Но художница не удовлетворилась тем, что оживила в собственной плоти классические произведения искусства. Она захотела превратить собственное лицо в нечто буквально невиданное. В 1993 году на лбу ОРЛАН появились две шишки: художница вживила под кожу лба имплантаты, обычно применяемые для улучшения формы скул. С припудренными блестками шишками на лбу, со вздыбленной шевелюрой, одна половина которой черная, а другая желтая, Орлан напоминает не то инопланетянку, не то панк-диву, но в любом случае не выглядит простой смертной. Хирургические вмешательства, произведенные во имя искусства, оказались вполне эффективными и с банальной женской точки зрения: если ОРЛАН и не омолодилась, то в любом случае оказалась существом без возраста. Она — настоящее воплощение прославленного "Манифеста киборга", написанного американской феминисткой Донной Харвэй примерно тогда же, когда Орлан начала себя "улучшать",— в 1991 году. Ей хочется быть не столько рожденной, сколько созданной, и поэтому классические категории пола, расы и возраста к ней неприменимы."

ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 10.

ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 11.

"Dressed in her own nudity", 1976 - 1977, performance

ОРЛАН: "Как может быть сексуально привлекательным тело, которое страдает от боли, борьбы, болезни? Я никогда не страдала в моих перформансах. Все операции были сделаны посредством косметической хирургии, и это позволило мне изучить мое тело до дюйма, без боли. Я могла наблюдать, как разрезали мое собственное тело, без страданий. Это не было трудно. Я сама приняла решение сделать это, добровольно. Сие есть тело Мое. Я организовала профессиональную среду в операционной. Я должна была быть уверена, что все необходимое организовано: поставлен свет, камера снимает под правильным углом, фотограф делает именно то, что я задумала. Кроме того, перформансы транслировались в различных музеях в разных странах, и было важно убедиться, что спутниковая связь работает хорошо."

ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 12.
ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 13.

ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 14.

ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 15.

ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 16.

(1) "Attempting to Escape the Frame with Mask no.1", 1965, black and white photograph

(2) "Body sculpture", 1965, black and white photograph

(3) "MesuRage", 1980, performance

(4) "Close-up of hand on cheek", 1996, black and white photograph

(5) " Between the Two No.8" from "Omnipresense" series, 1994, color photograph

ОРЛАН: "В современном мире существует всеобщее заблуждение о том, что индивидуальность построена только вокруг тела. Я за самобытность и постоянно меняющуюся идентичность. В своих работах я говорю про освобождение от штампов и стандартов красоты, навязанных нашим обществом. Для того, чтобы коснуться тайн человеческого разума, не нужно ничего, кроме чистого восприятия. Каждый человек  - это не только индивидуальность, а некая коллекция индивидуальностей, когда-то выбранных и присвоенных. Мое отношение  - в моей повседневной работе, в попытке исследовать соответствует ли представление о моей идентичности телу, которое я решила показывать. Много еще предстоит сделать:  я хочу, чтобы люди менялись в мыслях. Я пытаюсь трясти прутья клетки. Я хочу, чтобы люди начали думать "out of the box". 

ОРЛАН: тело как предмет искусства. Изображение № 17.

"The body is but the costume", 1993, costume for the Seventh Surgery-Performance


В 2007 году ОРЛАН в сотрудничестве с австралийской science-art группой SymbioticA создала bio-art инсталляцию "The Harlequin's Coat" - видеопроекция клеток различного происхождения и специально подготовленного для этого проекта биореактора, в котором клетки кожи ОРЛАН выращиваются как единое целое с клетками эмбриона африканского происхождения, клетками лебедя, а также ряда сумчатых и жвачных животных.

Видео и видеодокументацию этого проекта до 23 апреля можно увидеть на выставке  HYPOTHESES VERIFICATION/ ВЕРИФИКАЦИЯ ГИПОТЕЗ.

официальный сайт ОРЛАН: http://www.orlan.net/texts.php

интервью Орлан в журнале ACNE

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются