ОРЛАН (ORLAN) родилась в 1947 в городе Сент-Этьен (Франция), живет и работает в Нью-Йорке, Париже и Лос-Анжелесе. С 1965 года работает в широком диапазоне визуальных искусств, также реализуя проекты в области архитектуры, парфюмерии, музыки и моды. В своих работах особое внимание уделяет концепции телесности – технологическим и социальным практикам строительства тела (манифест CARNAL ART). Автор многочисленных персональных выставок, презентаций и перформансов в Европе, Северной и Южной Америке, Азии и Австралии, её произведения демонстрировались в крупнейших музеях и галереях различных стран мира. В 2003 году от имени Министра культуры Франции была награждена почетным титулом Кавалера Ордена Искусств и Литературы, входит в "Women artists in the 20th and 21st Century" издательства TASCHEN. С 1999 года является профессором Национальной школы искусств (Париж), с 2004 года – преподает в Колледже искусства и дизайна в Пасадене (США).
Широкую известность ОРЛАН принес проект, состоящий из девяти перформансов (1990-93), в которых она использовала возможности пластической хирургии в качестве нового изобразительного средства. Свое лицо и тело она превращает в предмет критики самого понятия красоты, его деконструкцией ОРЛАН занялась именно в тот момент, когда многие женщины начали активно прибегать к эстетической хирургии, чтобы приблизиться к красоте стандартизированной.
series of performances, 1990 - 2007
Ирина Кулик (искусствовед, арт-критик): "Впервые ОРЛАН решилась заснять на видео собственную операцию еще в 1978 году во время симпозиума по искусству перформанса в Лионе. Правда, тогда срочное хирургическое вмешательство было вызвано отнюдь не эстетическими причинами — художница, правда, не хочет признаваться, какими. И ее можно понять: вырезанный аппендицит, к примеру, мало чего добавил бы к ее карьере. В первый раз у ОРЛАН не было возможности как следует подготовиться к перформансу. Но зато ее хирургические действа 1990-х годов обставлялись как пышные ритуалы. Художница и хирурги облачались в почти церковные парчовые одежды, возлежащая на хирургическом столе ОРЛАН сопровождала претерпеваемые метаморфозы чтением различных философских и поэтических текстов. Но художница не удовлетворилась тем, что оживила в собственной плоти классические произведения искусства. Она захотела превратить собственное лицо в нечто буквально невиданное. В 1993 году на лбу ОРЛАН появились две шишки: художница вживила под кожу лба имплантаты, обычно применяемые для улучшения формы скул. С припудренными блестками шишками на лбу, со вздыбленной шевелюрой, одна половина которой черная, а другая желтая, Орлан напоминает не то инопланетянку, не то панк-диву, но в любом случае не выглядит простой смертной. Хирургические вмешательства, произведенные во имя искусства, оказались вполне эффективными и с банальной женской точки зрения: если ОРЛАН и не омолодилась, то в любом случае оказалась существом без возраста. Она — настоящее воплощение прославленного "Манифеста киборга", написанного американской феминисткой Донной Харвэй примерно тогда же, когда Орлан начала себя "улучшать",— в 1991 году. Ей хочется быть не столько рожденной, сколько созданной, и поэтому классические категории пола, расы и возраста к ней неприменимы."
"Dressed in her own nudity", 1976 - 1977, performance
ОРЛАН: "Как может быть сексуально привлекательным тело, которое страдает от боли, борьбы, болезни? Я никогда не страдала в моих перформансах. Все операции были сделаны посредством косметической хирургии, и это позволило мне изучить мое тело до дюйма, без боли. Я могла наблюдать, как разрезали мое собственное тело, без страданий. Это не было трудно. Я сама приняла решение сделать это, добровольно. Сие есть тело Мое. Я организовала профессиональную среду в операционной. Я должна была быть уверена, что все необходимое организовано: поставлен свет, камера снимает под правильным углом, фотограф делает именно то, что я задумала. Кроме того, перформансы транслировались в различных музеях в разных странах, и было важно убедиться, что спутниковая связь работает хорошо."
(1) "Attempting to Escape the Frame with Mask no.1", 1965, black and white photograph
(2) "Body sculpture", 1965, black and white photograph
(3) "MesuRage", 1980, performance
(4) "Close-up of hand on cheek", 1996, black and white photograph
(5) " Between the Two No.8" from "Omnipresense" series, 1994, color photograph
ОРЛАН: "В современном мире существует всеобщее заблуждение о том, что индивидуальность построена только вокруг тела. Я за самобытность и постоянно меняющуюся идентичность. В своих работах я говорю про освобождение от штампов и стандартов красоты, навязанных нашим обществом. Для того, чтобы коснуться тайн человеческого разума, не нужно ничего, кроме чистого восприятия. Каждый человек - это не только индивидуальность, а некая коллекция индивидуальностей, когда-то выбранных и присвоенных. Мое отношение - в моей повседневной работе, в попытке исследовать соответствует ли представление о моей идентичности телу, которое я решила показывать. Много еще предстоит сделать: я хочу, чтобы люди менялись в мыслях. Я пытаюсь трясти прутья клетки. Я хочу, чтобы люди начали думать "out of the box".
"The body is but the costume", 1993, costume for the Seventh Surgery-Performance
В 2007 году ОРЛАН в сотрудничестве с австралийской science-art группой SymbioticA создала bio-art инсталляцию "The Harlequin's Coat" - видеопроекция клеток различного происхождения и специально подготовленного для этого проекта биореактора, в котором клетки кожи ОРЛАН выращиваются как единое целое с клетками эмбриона африканского происхождения, клетками лебедя, а также ряда сумчатых и жвачных животных.
Видео и видеодокументацию этого проекта до 23 апреля можно увидеть на выставке HYPOTHESES VERIFICATION/ ВЕРИФИКАЦИЯ ГИПОТЕЗ.
официальный сайт ОРЛАН: http://www.orlan.net/texts.php
Комментарии
Подписаться