Работы Бориса Анисфельда - одного из представителей Серебрянного Века реже встречаются в каталогах и изданиях, но одна только картина с изображением девочки у газона даёт основания говорить об его значимости в истории русской живописи. Как и многие русские художники, жившие в начале XX века Анисфельд пребывал в эмиграции и свою известность снискал прежде всего за рубежом. Рубеж веков, рубеж фигуративного и не фигуративного - всё это ощутимо в работах, так же как и настроение, передающееся тусклыми тонами и особо выразительными формами. В работах 1910ых годов чуются декадентские мотивы и интонации: изогнутые деревья, опущенные лица людей - будто автор предвидел конец одной эпохи в истории страны и начала другой. В публикации представлены работы из коллекции Пермской Галереи.
Автопортрет, 1910е
В 1986 г. Пермская галерея получила в дар от петербуржского живописца В. К. Тетерина пять картин и два рисунка, принадлежащих кисти Бориса Израилевича Анисфельда (1879 -1973). Это были полотна раннего периода творчества: «Меланхолия», «Девочка с куклой у газона», «Автопортрет», «Портрет актрисы», «Итальянский рыбак» -1910-х годов. Причем именно с этого времени, времени отъезда Анисфельда в Америку в 1917 г., их никто не видел. Они пролежали в мастерской, в которой некогда работал живописец, вплоть до 1986 года. Эта мастерская впоследствии принадлежала сокурснику Анисфельда, преподавателю Ленинградского института живописи, скульптуры, архитектуры им. И. Е. Репина - С. Л. Абугову, от которого она перешла к его ученику В. К. Тетерину. Он-то и стал дарителем. Почему Пермской галерее? Потому что в результате исследований обнаружились очень интересные связи и много точек соприкосновения художественной жизни Перми и Петербурга в прошлом и настоящем.
Девочка с куклой у газона,1910е
В Перми преподавал рисование и участвовал в выставках Пермского общества любителей живописи, ваяния и зодчества П. С. Евстафьев. Он вместе со своим другом А. И. Савиновым и сокурсником по Петербургской академии художеств Б. И. Анисфельдом был в числе первых пяти учеников мастерской Д. Н. Кардовского. Сын же А. И. Савинова - Г. А.Савинов, был не только учителем известных пермских живописцев Е. Широкова, Р. Багаутдинова, Р. Пономарева и др.,онстал другом Пермской художественной галереи. Он познакомил галерейщиков с владельцем картин Анисфельда В. К. Тетериным. Так, после долгого забвения картины обрели своего владельца - художественную галерею.
Имя Бориса Анисфельда в России долгое время было в забвении. Стало известным позднее других мастеров начала XX века, чему способствовали выставки 1996 года в Петербурге и 2001 г. - в Москве. Такое позднее открытие художника, прежде всего, связано с тем, что большая часть жизни и творчества Анисфельда прошла в Америке.
Меланхолия, 1910е
В 1917 году он был приглашен в США для организации своей персональной выставки и уехал из революционного Петрограда. Более ему было не суждено вернуться в Россию.
В Америке он был хорошо известен по выставкам и театральным работам. Влияние его творчества в США было огромным. Он лично принес в эту страну эстетическую революцию.
Когда ушел из театра в 1928 г., он посвятил себя преподавательской деятельности. В Высшей школе при Чикагском институте искусств он работал более 30 лет.
В «русский период жизни» Анисфельд был близок «Миру искусства». В его судьбе немалую роль сыграл С. П. Дягилев. По свидетельству современников, Дягилев «пришел в восторг» от увиденного в мастерской живописца и отобрал 20 работ для выставки. «Сказочной роскошью нюансов» художник обратил внимание публики на себя в парижском Осеннем Салоне 1906 года. В 1905 г. его рисунки печатали в сатирическом журнале «Жупел». Анисфельд сотрудничал с журналом «Золотое Руно», который издавал Н. Рябушинский.
В 1908 г. художника пригласил Дягилев для сотрудничества в антрепризе «Русских сезонов». Анисфельд писал де¬корации по эскизам А. Бенуа, Л. Бакста, А. Головина и был «в тени» звучных имен. Но, по свидетельству современников, в частности Ромолы Нижинской, именно Анисфельд исполнял декорации, которыми восхищался весь мир. О том, как он писал декорации к опере «Борис Годунов», вспоминал А. Бенуа. Бенуа красочно писал о том, как в луже краски, местами кровавой, местами золотой, стоял на огромном холсте Анисфельд, как он «шлепал» в этой распутице, подливая что-то из горшков. Как на безумца, на художника смотрели все декораторы-специалисты и смеялись над Дягилевым, пригласившим «такого юродивого». Но когда краски высохли, совершенно неожиданно декорация оказалась мастерски исполненной, с тонами необычайной глубины.
Портрет Актрисы, 1910е
После разрыва Дягилева с некоторыми участниками труппы вслед за М. Фокиным ушел от Дягилева и Анисфельд. В 1912-1914 гг. он был художником антрепризы Фокина. Фокинская антреприза распалась, и художник оставил театр.
В 1918 г. его пригласили оформить в Метрополитен-опера «Синюю птицу» М. Метерлинка. За красочность и магию цвета декораций Анисфельда назвали «алхимиком цвета».
В 1930-1950 гг. он пишет так же темпераментно, экспрессивно, широкими мазками, как и в пору своей молодости. Сам художник считал себя не сценографом, а живописцем. Его страстью была живопись. Он не примыкал ни к одной художественной группировке, жил затворником, хотя участвовал во многих выставках в Америке.
«Культ красок», которому поклонялся Анисфельд, проявляется и в работах из собрания Пермской галереи. «Итальянский рыбак», «Девочка с куклой», «Автопортрет» «узнаваемы» по интенсивности и экзотике цвета, живописности, экспрессии мазка.
Нина Казаринова, искусствовед
Комментарии
Подписаться