Views Comments Previous Next Search

Сделано в аду

105555
НаписалТОП10 ТОП1021 марта 2010
105555

3 марта в Нью-Йорке открылась выставка «Skin Fruit» – первый кураторский проект классика нео-поп-арта Джеффа Кунса. Экспозицию посетил нью-йоркский корреспондент ТОП 10 Владимир Долгов. 

Изображение 1. undefined.. Изображение № 1.
Пол МакКарти. Без названия (Джек), 2002, объект 

дного из ведущих мировых собирателей современного искусства, греческого магната Дакиса Иоанну, стало известно еще в конце прошлого года. Тогда же в США разгорелся один из самых крупных музейных скандалов последних лет. Камнем преткновения стали сложные взаимоотношения музея как общественной институции с частным капиталом. С легкой руки нескольких нью-йоркских блоггеров и законодателей общественного мнения по арт-сообществу поползла волна недовольства «музейной коррупцией», стали звучать мнения о том, что современные американские музеи участвуют в рыночном процессе набивания цен на произведения отдельно взятых художников. В американской прессе велись настоящие бои, обнаружившие множество проблемных точек современного арт-процесса, но выставка из коллекции греческого миллиардера все же открылась 3 марта и привлекла к себе огромное внимание, не в последнюю очередь благодаря скандалу, предшествовавшему открытию. Выставку впервые в своей жизни курировал один из самых успешных художников современности – Джефф Кунс, работы которого также имеются в огромной коллекции Дакиса Иоанну. 

Изображение 2. undefined.. Изображение № 2.

Пол МакКарти Паула Джонс, 2007, объект

Проект получил труднопереводимое название «Skin Fruit» – «Плод кожи», отсылающее к характерной для античного мировосприятия и очень популярной в современном искусстве парадигме антропоцентризма, согласно которой человек и его телесность являются «мерой всех вещей». Сразу после открытия выставки пресса поспешила раскритиковать и Новый музей, и Джеффа Кунса, и сам проект. Газета «Нью-Йорк Таймс» даже назвала проект первой мейнстримовой выставкой самого антимейнстримового музея города. Но зритель к спектакулярности и банальной повествовательности проекта отнесся заинтересованно – в интернете развернулись бурные дебаты вокруг отдельных экспонатов выставки и кураторского потенциала Джеффа Кунса. Кунса ругают в основном за то, что он, будучи знаменитым художником, сам плохо знает творчество современников (в его личной коллекции преобладают работы старых мастеров), а также за неумение отбирать – выставка, дескать, получилась слишком обширной. Правда, к чести куратора среди попавших в экспозицию работ оказалось всего одно его собственное произведение... Надо сказать, что такой интерес для утомленного зрелищами Нью-Йорка – весьма впечатляющий результат. 
Основанный в 1977 году сверхсовременный New Museum (Новый Музей), в котором разместилась выставка, располагается в районе Bowery с преимущественно низкоэтажной застройкой. Проект нынешнего помещения музея, открывшегося в 2007 году, разработали два японских архитектора – Кадзуо Седжима и Рю Нишизава, построившие аналогичные галереи у себя на родине. Белоснежная коробка, а точнее, коробки, в форме которых построено многоэтажное здание музейного комплекса, никак не согласуются с окружающим архитектурным пейзажем. Всего в паре кварталов от музея находится вполне приличная зеленая Prince street, где живет творческая часть ист-сайдского аппер-миддл класса: чашка кофе тут уже стоит не меньше трех долларов, а публика словно сошла с обложек глянцевых журналов. Со смотровой площадки на седьмом этаже New Museum частично видны небоскребы верхнего и нижнего Манхеттена. Но сам музей находится в довольно депрессивном месте – между невзрачным зданием Армии Спасения (где многие годы безуспешно пытаются социализировать местных алкашей, наркоманов и вышедших в тираж проституток) и грязноватым на вид магазином подержанного ресторанного оборудования. Музей буквально возвышается над окружающим городом, как само искусство – над грешной и убогой реальностью. 

Изображение 7. undefined.. Изображение № 3.

Фасад Нового музея, инсталляция Уго Родинона «Hell, Yes», 2007
На фасаде музейного здания красуется лозунг «HELL, YES!» – «АД, ДА!». Это работа швейцарского художника Уго Родинона, которая украшает здание Нового музея с момента его открытия в 2007-м и с тех пор стала своего рода символом шокирующего и противоречивого искусства, экспонируемого в музее. В случае с проектом Джеффа Кунса лозунг на фасаде звучит особенно актуально, ведь выставка повествует о проблемах, мучениях и грехах современного человека. Интересная особенность музейного пространства состоит в том, что выставочные залы не соприкасаются друг с другом. Осмотр экспозиции обыкновенно начинается с верхнего этажа. Это огромная пустая белая комната с застекленным панорамным окном двумя малозаметными выходами на смотровые площадки. Этажом ниже - еще одная путсая белая комната. У окна – одинарная кровать из белого дерева, застеленная простым бельем. Пространство имеет казарменный, нежилой вид – не хочется ни присесть, ни прилечь. Эта аскетичная постель - работа "Corner Bed" Роберта Гобера, созданная художником в 1987 году. Входя в этот зал, нью-йоркский зритель вынужденно вспоминает свою собственную спальную комнату. Это своеобразная иллюстрация главной трагедии современного американского общества – одиночества... Все успешны и богаты, но тоскливо несчастны, в этом мире нет места и времени для человеческого тепла и уюта. Изображение 3. undefined.. Изображение № 4.

Тим Ноубл и Сью Вебстер – Хозяева Вселенной, 1998-2000, скульптурная группа
На выставке «Skin Fruit» демонстрируется более ста работ пятидесяти международных художников, и почти каждый экспонат находит какой-то отклик в душе. В проекте много скульптурных произведений – греческий коллекционер явно испытывает повышенный интерес к пластике человеческого тела. «Алюминиевая девочка» Чарльза Рэя, гиперреалистичная скульптура обнаженной школьницы, настолько светла и чиста, что почти не пробуждает сексуальный аппетит. Это странная стерильная красота уже не девочки, но еще не женщины. В интернете даже вспыхнул скандал: борцы с расовой дискриминацией упрекнули куратора в том, что он, поместив в центр экспозиции скульптуру прекрасной белокожей девушки, и тем самым унизил темнокожих. Абсурд, конечно, но это очень американский абсурд. В плане препарирования мнимой американской толерантности Джефф Кунс – просто гений. Белый мужчина биологически предрасположен стремиться к белой женщине – именно это сегодня все боятся сказать, и именно об этом в числе прочего повествует проект «Skin Fruit». Но куратор не обошел вниманием и темнокожую женщину. Красивая высокая черная амазонка украшена золотыми блестками и держит в руке ружье.

Изображение 4. undefined.. Изображение № 5.

Это работа 1999 года художницы Лизы Лоу, которая называется "Super Sister" Анемичные белые посетители музея смотрят снизу вверх на агрессивную афровумен, и ничего не могут ей противопоставить, кроме нагой белой школьницы. Позади школьницы – работа Пауэлла Алтамера «Расписание распятия». К деревянному кресту приделано велосипедное седло. Рядом деревянная лестница и ширма, на которую наброшены холщовая набедренная повязка и терновый венец. Чернокожий молодой человек (надо полагать, Иисус) взбирается по лестнице, сидит на велосипедном седле, а затем спускается вниз. Эта работа, очевидно, о том, что американское христианство – это чистой воды перформанс. Американский Иисус – уже не страдалец, не Спаситель и не Богочеловек, а черный кудрявый крепкий мужик – энергичный борец с рабством. Он явно посещает фитнес-клуб, он актуален и политкорректен. А терновый венец – всего лишь часть декорации. 
Большое, выполненное чернилами и акриловыми красками полотно Таубы Аувербах изображает тончайшие рисунки поз из Камасутры. Тауба Ауэрбах показывает зрителю забавное порно-аниме, а в углу работы изображены две пьяные тетки, которые завалились спать, опустошив бутылку и не доев закуску. Тетки, по всей вероятности, видят сны по мотивам Камасутры. Все это навевает мысли о вечной проблеме сексуальной неудовлетворенности. В любом американском книжном магазине сегодня продается масса изданий о том, как достичь полноценного оргазма, как увеличить пенис или грудь. Рынок этих услуг – миллиардный. Всем нам изо дня в день внушают, что наш секс – это не секс, наш оргазм – это не оргазм, что надо быть на уровне чемпионов, а не обывателей. Собственно, только в пьяном сне и находят многие жители Манхэттена настоящее удовлетворение. Именно об этом, кажется, хотела рассказать своей работой тонкая и вдумчивая художница Таба Ауэрбах. Тема секса и извращений присутствует почти на каждом выставочном этаже. Это и видеоработа канадского автора Девида Алтмежда, в которой блондинка в нижнем белье фотографирует в небрежных позах лежащих на полу девиц. Это и инсталляция Дена Колена из кучи черных пенисов, тень которой на стене при правильной подсветке напоминает очертания двуликого Януса... 

Изображение 6. undefined.. Изображение № 6.

Павел Алтхамер, Номо, 2009, скульптура
Через полтора часа осмотра экспозиции у меня разболелась голова, и я ушел. Но перед моими глазами еще долго стоял один музейный смотритель, высокий стройный гомосексуалист. Он счастливо улыбался, глядя на бесконечную вереницу посетителей, очевидно, понимая, что он нашел то, что ему надо в жизни, а посетители, глядя на него, как-то особенно остро осознавали, что им еще искать и искать... На самом нижнем уровне стильного музея – буфет с ароматным кофе и свежими рогаликами. Народ за столиками сидит и размышляет. Неплохую все-таки экспозицию подобрал Джефф Кунс, раз сумел подтолкнуть посетителей к размышлениям о своей жизни. Размышления настолько интимны, что никто ничего не обсуждает, все молчат и оглушенно хрустят теплыми рогаликами. 

Изображение 5. undefined.. Изображение № 7.
3 марта – 6 июня 
«Skin Fruit» – работы из коллекции Дакиса Иоанну, куратор – Джефф Кунс, участники: Павел Алтхамер, Давид Алтмежд, Джанни Антони, Тауба Ауэрбах, Мэттью Барни, Ванесса Бикрофт, Эшли Бикертон, Джон Бок, Марк Брэдфорд, Маурицио Каттелан, Пол Чан, Дэн Колен, Найджел Кук, Роберто Куоджи, Натали Джурберг, Харис Эпаминонда, Урс Фишер, Роберт Гобер, Мэтт Гриин, Марк Гротьян, Адам Хелмс, Дженни Холцер, Элиот Хандли, Майк Келли, Теренс Кох, Джефф Кунс, Лиза Лоу, Нэйт Лоуман, Марк Мэндерс, Пол МакКарти, Дэйв Мюллер, Такаши Мураками, Тим Нобл и Сью Вебстер, Кэйди Ноланд, Крис Офили, Сет Прайс, Ричард Принс, Чарльз Рэй, Тино Сигал, Джим Шоу, Синди Шерман, Кики Смит, Кристиана Солоу, Яннис Варелас, Кара Вокер, Джиллиан Веаринг, Андро Векуа, Франц Вест, Кристофер Вул 

New Museum, New York, NY 10002 212.219.1222 

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются