Views Comments Previous Next Search

Зачем нужны утопии?

«Да здравcтвует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо» - переливается неоновый слоган Сергея Браткова в последнем павильоне «Футурологии». «Ох, точно» - вдыхают посетители «Гаража». Как близко оказывается понятие отложенной жизни почти каждому. «Прекрасное» будущее – неразличимая точка на горизонте, аморфная и бесконечно далекая форма. Людям «живу-настоящим-моментом» рассматривать эту форму непривычно и страшно. На вопрос «Что будет через 20 лет?» сложно ответить, когда не знаешь, что случится завтра. Но можно мечтать, и даже верить, в то, что желаемое рано или поздно становится действительным. 


Больших мечтателей называют утопистами. Они создавали целые системы идеальных миров, лишенных всех проблем «сегодняшнего плохо» . А однажды родились те, кто сделал сказку былью… 


Зачем нужны утопии?. Изображение № 1.

Конец прошлого тысячелетия был эпохой «Великих проектов»: произошло осуществление социалистической идеи, произошла реализация авангардистской мечты – и трагедия утраты этих идеалов. Вопросы «почему?» и «кто виноват?» уже обсудили. Но остались другие вопросы, которыми все чаще задаются те, кто видит в разрушении перспективы причины кризиса: идеологического, морального, творческого, даже финансового.
 «И что дальше?»
Перед тем, как давать ответ, нужно понять, что было. Что произошло с идеалами, когда они стали обретать телесность, и как пережить эпоху, оставившую генетические шрамы у целого народа.
Этому посвящена первая часть выставки «Русские утопии» в «Гараже». А вторая часть, которая откроется 16 апреля – про будущее. Такое, каким оно может быть – в идеале, в перспективе.


Гид по выставке:

Зачем нужны утопии?. Изображение № 2.

Работы, вошедшие в первую часть «Русских утопий» - рефлексия художников об уходящей эпохе «Большого проекта». Эта трагичная и одновременно счастливая эпоха, осмыслить влияние которой еще предстоит. Художники, остро ощущающие время прошлое и время настоящее, становятся проводниками всех чувств, которые вызывает воспоминания о несбывшемся сбывшемся. В их работах - боль и страх, поиск и потеря идеалов, ориентиров. Кто-то иронизирует, кто-то продолжает мечтать. 


В первом зале выставки зритель попадает «на руины великих утопий». Этот зал – прообраз центральной площади города, уходящего в небытие. Пустую площадь окружают разрушающиеся ансамбли великих сооружений в исполнении Валерия Кошлякова. Особое место на площади занимает памятник. Среди мертвых конструкций это лаконичная жесткая работа Андрея Кузькина, напоминающая и классический пьедестал , и конструктивистские идеалы, продолжает жить своей странной жизнью. Страдания безликого куба, его нелепый тоскливый внутренний голос разносятся по всей площади поверженной утопической страны. Куб замкнут, и выхода из него нет. О внутреннем пространстве остается только гадать. 

Зачем нужны утопии?. Изображение № 3.
Можно попробовать найти ответ в работе группы Инспекция Медицинская Герменевтика. Маленькая комната, противопоставленная большому пространству «площади», задрапирована красным бархатом. Она оказывается еще более аутичной, чем куб. Замкнутая на собственной мифологии система, скрывающая простые формы.
Зритель может попробовать найти выход в инсталляции Дмитрия Пригова, и опять столкнется с иллюзорностью. Желание утопии и ее невозможность – главный мотив этой работы.
Выход – один, и это жестокий путь: ломая преграды, сминая в неразличимый мусор целую социальную систему. От работы Кирилла Асса и Анны Ратафьевой сейчас уже мало что осталось. Так было задумано автором, который создал призрачный хрупкий город специально для того, чтобы он был уничтожен. Зритель, проходящий через эту инсталляцию, становится и революционером, не разбирающим пути, и гигантским призраком, шагающим по несущественному. 

Зачем нужны утопии?. Изображение № 4.

Следующий зал посвящен переосмыслению наследия великих эпох. «Рухнувший полет» Бориса Орлова и «Грибы русского авангарда» Макаревича и Елагиной – рефлексия на темы двух главных утопических систем – социалистической и авангардной. 

Зачем нужны утопии?. Изображение № 5.

Затем выставка концентрируется на феномене авангарда. Именно в этом месте становится особенно очевиден диалог с выставкой «Футурология», целиком посвященной авангардным проекциям.
Одна часть художников «Русских утопий» откровенно иронизирует над наследием авангарда. Пародийные работы Тер-Оганьяна, Булдакова, группы высмеивает прошлое. Говорят – смех лечит. Другие работы архивируют авангард, развивая его утопические ценности: таковы работы Аввакумова, Ахунтова, Жиляева, Коробкова.
В центре зала – работа Хайма Сокола. В маленьком пространстве – несчастные и милые образы коммунальной жизни. Выходя из замкнутого пространства этой галереи судеб, зритель упирается в масштабные утопические работы. 

Бессвязные куски строительной арматуры в работе Дмитрия Гутова при должной перспективе превращаются в великолепную объемную фреску. Образы древних наскальных рисунков, складывающиеся в единую картину страны символизируют, по словам автора «утопический первобытный коммунизм». 


Зачем нужны утопии?. Изображение № 6.

А завершает первый цикл «Русских Утопий» большое видеоразмышление группы «Куда бегут собаки». Уходящие в неопределенное будущее косцы снега.
Куда приведет эта «Дорога», и какие варианты утопического будущего видят художники, мы узнаем во второй части выставки: «Будущее отсюда», которая откроется 16 апреля.

Тем временем ждем вас в «Гараже» - поразмышлять об истории, об ушедших эпохах, о том, что они значат лично для вас. 

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются