Views Comments Previous Next Search

Полвека другого искусства

45126
НаписалRita 15 апреля 2010
45126

Побывала на вернисаже новой выставки в ММСИ  - весь второй этаж особняка на Гоголевском, 10 заняли работы из частного собрания коллекционера Виктора Бондаренко. Выставка «Всегда другое искусство» собрала самых известных российских авторов с конца 50-х и до наших дней. Вы хорошо знаете историю современного российского искусства? Я не искусствовед и не арт-критик, но собрала несколько интересных фактов и с удовольствием ими делюсь =)


Шестидесятые

Хрущев, оттепель, шестидесятники, Лианозовская группа

Классики авангарда и нонконформизма, художники-шестидесятники творили зачастую против воли власти, чем, конечно, вызывали её негодование. В 1962 году в Манеже прошла скандальная выставка,  с которой началась кампания Никиты Хрущева против абстракционистов. За свободу творчества приходилось бороться! Лидия Соостер, жена художника Юло Соостера, вспоминала разговор Хрущева с ее супругом:  "Это что такое?", - спросил Хрущев художника про одну из картин. Он говорит: "Это лунный пейзаж". Хрущев начал кричать: "Я тебя за границу вышлю, я тебя в лагерь отправлю!", на что Соостер ответил: "Я там уже был...".

В шестидесятые начали набирать силу новые художественные группы. Одна из самых знаменитых – Лианозовская группа, объединившая поэтов и художников, относящихся к «неофициальному» искусству. Базировавшиеся в начале своей деятельности в доме на станции Лианозово, участники практически подпольно творили, возрождая авангардные традиции в русском искусстве.

Полвека другого искусства. Изображение № 1.

Семидесятые

Бульдозерная выставка, эмигранты

Новое десятилетие – новые работы уже признанных мастеров «неофициального» искусства, новые техники, старые цели: утверждение свободы мысли и творчества. Самая яркая художественная акция семидесятых – «Бульдозерная выставка» 1974 года, где свои работы выставили многие авангардисты того времени. Такое имя она получила уже после того, как была проведена. Говоря точнее – не проведена, а жестко раздавлена, почти не успев начаться. В ответ на мирную демонстрацию работ, которую хотели провести художники, власти оперативно пригнали сотни милиционеров и бульдозеры, которые в считанные минуты в прямом смысле слова «разгребли» выставку.

Возможно, именно после этого в среде «неофициального» искусства пропала надежда на то, чтобы стать официальным, общепризнанным. Семидесятые годы многие художники и литераторы считали периодом разочарования, именно в это время многие из них эмигрировали за границу, где были поняты и оценены.

Полвека другого искусства. Изображение № 5.

Восьмидесятые

Перестройка, быт, группа «Искусство или смерть»

Период перестройки, конечно, снял массу ограничений, которые сдавливали свободу жизни и творчества советского гражданина. Открылись границы, которые существовали между Союзом и Западом, расширилось представление о мире, огромным потоком хлынули новые идеи, идеалы и тенденции – в том числе, конечно, и художественные.

Представители «другого» искусства восьмидесятых обращали особое внимание на советский быт и всю его абсурдность. Иронизировали в своих работах над символикой СССР (как, например, Гриша Брускин), выражали свою ненависть к серому советскому быту, стремились к чему-то более возвышенному и прекрасному.

Тогда же в Ростове появляется одна из самых скандальных художественных групп советского периода – товарищество «Искусство или смерть», созданная и возглавленная Авдеем Тер-Оганьяном. Любопытно, что и первая акция товарищества в Таганроге – «Однодневная выставка», и экспозиция, показанная в Ростове к двадцатилетию группы, вызвали практически одинаковую реакцию: резкое неодобрение и нападки со стороны противников авангардного искусства. В последнем случае даже не обошлось без рукоприкладства: художник Александр Сигутин был избит религиозным фанатиком у входа в музей, где проходила выставка.

Полвека другого искусства. Изображение № 9.

Девяностые

Распад СССР, скандальные акции

В работах, созданных в первые годы после распада СССР, художники исследовали то культурное наследие, которое осталось после окончания советского периода, и активно использовали советские символы. Искусство девяностых - монументальное и, в то же время, ироничное; эти произведения можно толковать как прощание с побеждённым советским бытом и ожидание перемен.

Один из главных скандалов в современном искусстве произошёл именно в девяностые, а точнее, в 1998 году на выставке «Арт-Манеж». Авдей Тер-Оганьян устроил там акцию «Юный безбожник», где топором рубил репродукции икон. Художника обвинили в разжигании религиозной вражды, и он вынужден был уехать из страны, получив политическое убежище в Чехии. Акция вызвала раскол в художественном мире: одни поддерживали Тер-Оганьяна в его борьбе с распространением влияния церкви на искусство, другие – обвиняли в богохульстве и вандализме.

Полвека другого искусства. Изображение № 13.

Нулевые

Искусство на продажу, символы эпохи, ультраправые

Сегодня искусство уже вышло из того подполья, из которого так стремилось вырваться все эти годы – и во многом благодаря возникновению рыночных отношений, и, как следствие, арт-рынка. Работы авангардистов висят в лучших музеях и галереях, активно скупаются коллекционерами, а сами художники давно уже не ютятся в сквотах. Так появляется новая проблема - проблема искусства на продажу: художников обвиняют в том, что они создают работы специально под формат той или иной галереи или выставки.

В работах современных художников снова появляются символы: выполненная в различных техниках «Мона Лиза» или Мальчиш-Кибальчиш, оказавшийся на пляже, –  это переосмысление современными российскими художниками как мирового, так и советского культурного наследия, попытка увидеть его в контексте нового искусства.

Несмотря на активную популяризацию, современное искусство так и не получило пока того признания, которое имеет в Америке или Европе. А скандалы и провокации, тем временем, продолжаются – среди них, например, вручение позапрошлой премии Кандинского Алексею Беляеву-Гинтовту, вызвавшее волну негодования в арт-кругах. Причина – ультраправые взгляды Беляева-Гинтовта. В этот раз против него выступала скорее не власть а, как ни удивительно, сами художники, например, обладатель премии Кандинского-2007 Анатолий Осмоловский.

Полвека другого искусства. Изображение № 17.


Выставка проходит в здании Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре, 10 с 13 апреля по 30 мая 2010 года.

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются