Views Comments Previous Next Search

Спокойствие, окрашенное страхом. Живопись Марка Ротко

Спокойствие, окрашенное страхом. Живопись Марка Ротко. Изображение № 1.


В Центре современной культуры "Гараж" открылась выставка Марка Ротко - одного из самых известных художников в мире. Его абстрактную живопись часто сравнивают с музыкой. 

Из статьи Ирвинга Сандлера:

"В 1954 году я впервые увидел абстракции Марка Ротко – внушительные, вертикальные, мягко очерченные прямоугольники строгого цвета, симметрично расположенные один над другим поверх глухого фона. Помню, как захватила меня таинственно-мрачная атмосфера, создаваемая плоскостями цвета, и сами эти туманные цвета, возвещающие о неотвратимой конечности бытия. Подлинно трагичные – и в то же время величественные – полотна Ротко вышли из темных недр его души и достигли темных недр моей души.

Спокойствие, окрашенное страхом. Живопись Марка Ротко. Изображение № 2.

Мне захотелось больше узнать об этих абстракциях и вскоре я выяснил, что Ротко вместе со своими товарищами, абстрактными экспрессионистами Клиффордом Стиллом, Бареттом Ньюменом и Джексоном Поллоком, выступает в первых рядах международного художественного авангарда. 

Что же новаторского было в работах Ротко, Стилла, Ньюмена и Поллока?

 Если коротко, они рассматривали пространство картины как бескрайнее поле. «Художники живописного поля» – так их окрестили – отвергали синтетический кубизм Пикассо, Брака и Гриса, то есть тот самый фундамент, на который опиралась почти вся послевоенная живопись. 

Не позволяя раме служить пределом изображения, «художники живописного поля» стремились создать сплошное, неделимое изображение.

Спокойствие, окрашенное страхом. Живопись Марка Ротко. Изображение № 3.

Марк Ротко, N 16, 1960

В отказе «художников живописного поля» от традиционной композиции выразились самые радикальные достижения абстрактного экспрессионизма – самые радикальные и самые сложные для зрительской аудитории, неспособной разглядеть в этих «сплошных» абстракциях хоть сколько-нибудь внятную структуру. 

Ротко сознавал, что обращался с цветом и формой так, как художники до него не обращались, но не соглашался с тем, что его главной целью было формальное новаторство: «Я скорее соглашусь придать камню антропоморфические черты, чем дегуманизировать хотя бы намек на сознание».

Прежде всего Ротко интересовало содержание его абстрактных «цветовых полей», их значение, которое представлялось ему трагическим. 

Ротко часто размышлял о своем творчестве в терминах драматургии. Его масштабные полотна легко представить себе в качестве декораций к трагедиям. В окружении его огромных холстов зрители и сами превращаются в актеров-трагиков, в одиночестве перебирающих страшные эпизоды собственной жизни.

Он стремился передать трагический смысл жизни – своей собственной жизни и жизни человечества, опираясь на опыт трагического искусства былых эпох, (воплотить темную атмосферу современной ему эпохи и рожденную ею философию экзистенциализма."

из статьи Ирвинга Санлера, ведущего мирового специалиста по творчеству Марка Ротко.  


ВЫСТАВКА "МАРК РОТКО: В НЕВЕДОМЫЙ МИР" 

ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ "ГАРАЖ"

23 апреля - 14 августа


Рассказать друзьям
37 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются