Бертран Лавье (род. 4 июня 1949) – один из самых значимых европейских художников поколения, сформировавшегося после культурной революции 1968 года, и во многом определившего облик современного искусства Франции.
Вслед за Марселем Дюшаном, бросившим в 1917 году в лицо консервативному обывателю свой знаменитый «Писсуар», Бертран Лавье не сомневается в том, что любой предмет может рассматриваться как произведение искусства. Впрочем, Лавье не столько заимствует прием знаменитого дадаиста, сколько по-новому интерпретирует концепцию ready-made. Лавье репрезентирует нам предмет в его неприкосновенности и одновременно видоизменяет его, покрыв толстым слоем краски. Впрочем, этот прием – ставший визитной карточкой художника – является не декоративной находкой, а концептуальным жестом.
Произведения Лавье являются объектом как таковым (так, даже покрытый толстым слоем краски рояль или огнетушитель не теряют своей функциональности), и одновременно его изображением.Мастер веселого абсурда, Бертран Лавье создает свои знаменитые инсталляции из невозможного на первый взгляд сочетаний предметов. Холодильник становится постаментом для дивана в форме женских губ, наковальня гордо возвышается над сейфом, а яркие дизайнерские стулья и кресла венчают скучную конторскую мебель.
По-мнению художника, поэзия чаще всего рождается из случайности, точно также случайно родилось название его московского проекта - «Aftemoon». Лавье не только повеселила, но и искренне восхитила ошибка, которую сделал на открытии выставки из коллекции LVMH житель Гонконга, начавший свою речь со слов: «Дамы и Господа, желаю вам приятного «послелуния» (aftermoon вместо afternoon-вторая половина дня). Именно эта оговорка, или же ошибка, сделанная в английском носителем другого языка и другой культуры, открыла для художника новое изменяющее мир пространство.
Другой знаменитый проект Лавье – «Walt Disney Productions» был создан под впечатлением от диснеевского комикса 1952 года, на котором изображена чета Маусов в музее современного искусства. «Микки, тебе нравится абстрактное искусство?» - задает вопрос Минни, хотя по лицу ее приятеля уже понятно, что среди абстрактной скульптуры и живописи знаменитый мышонок чувствует себя не в своей тарелке. Комикс, в котором высмеивается непонятное американскому обывателю 50-х современное и особенно беспредметное искусство, вдохновил Лавье на то, чтобы воспроизвести диснеевский музей абстрактных форм в рамках настоящего музейного проекта – выставки в музее современного искусства города Парижа.
Бертран Лавье привезет в Москву 12 произведений, каждое из которых символизирует определенный этап его творческой эволюции. Но московская выставка вовсе не станет еще одной ретроспективой западного художника в России. Еще в 1984 году Лавье провозгласил: «Я не произвожу изображения, у меня нет мастерской, я делаю – выставки!». Этому принципу художник остался верен и сегодня – каждый новый проект Лавье – это сложно срежессированная пространственно-временная постановка, в которой первостепенную роль играют не только авторские произведения, но и площадка, на которой происходит действие, а также свет и звук. И последнее – специально для своего московского проекта Бертран Лавье создаст новое произведение, романтичное и возвышенное, во многом воплощающее как остроумие, так и остроту ума знаменитого французского художника.
Комментарии
Подписаться