Много ли вы знаете художников младше 30 лет, которые выставлялись на Венецианской биеннале и имели персональные выставки в нескольких галереях, Государственном Русском музее и Московском музее современного искусства? Наверное, среди российских деятелей пока существует только одна такая фигура. Это Аня Жёлудь.
Аня училась в Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной академии имени Л. Штиглица, потом переехала в Москву, где началась её карьера в современном искусстве. С тех пор она и художник, и скульптор, и мастер инсталляций, и куратор.
Одни из первых работ Желудь, которые увидела публика – контуры различных вещей, сделанные из металла. В ряде проектов были представлены разные предметы: тут вам и рояль, и рабочий стол с креслом, и женские туфли, и огромная корзина для продуктов.
Именно эти металлические конструкции стали самыми узнаваемыми на данный момент работами Жёлудь.
Но узнаваемыми – не значит единственными. В 2007 году в «АРТСтрелке» открылась выставка «Музей меня». Это именно временный псевдо-музей, где каждая вещь – напоминание о художнице, кусочек её размышлений о себе, творчестве, мире вокруг. Помимо уже знакомых каркасов вещей, сделанных из железа, можно было увидеть и другие формы творчества Жёлудь, например, живопись, с помощью которой она дарит новую жизнь старым ненужным вещам, показывая их художественную ценность.
Аня Жёлудь: «С методичностью, присущей всякому маньяку, я подбираю нелюбимые кем-то вещи, выброшенные, отвергнутые, нежеланные, ненавистные. Вещи с признаками прошлой жизни, вещи без будущего, вытесненные пустотой бытового благополучия, но достойные любви... хотя бы моей».
В июне 2009 года на Венецианской биеннале художница представила проект «Коммуникации» – длинные, тянущиеся через весь Арсенал, пучки железных прутов. То появляющиеся, то вновь исчезающие в стенах и потолке, они встречали зрителя на входе и расставались с ним только на выходе.
Аня Жёлудь: «Идея моей работы «Коммуникации» была номинальная: на точке входа что-то появляется, и на точке выхода оно же появляется снова. Идея позволяла без проблем в случае чего все поменять, подвинуть, сориентироваться по ситуации. Как и произошло.
Изначально я хотела, чтобы все было фигуративно и предметно: розетки, вилки, счетчики и так далее. Но материал вывел на нечто другое, более абстрактное. Я отказалась от предметности и сделала несколько другую работу, чем задумывала изначально».
Недавно у Ани Жёлудь открылась очередная персональная выставка. На этот раз – не в галерее, а уже в музейном пространстве. Всю территорию Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке,17 сейчас занимают работы Жёлудь: можно увидеть и узнаваемые железные контуры вещей, и пучки проводов, отсылающие к Венецианской биеннале, и другие экспонаты. Исследование пустоты стало основной концепцией выставки, поэтому некоторые залы представляют собой практически пустое пространство с немногочисленными лаконичными работами.
Аню Жёлудь уже сейчас называют состоявшимся, «взрослым» художником, сравнивают с ранним Михаилом Рогинским и пророчат ей светлое будущее в мире искусства. Она одинаково успешно выставляется в галереях и государственных музеях, в России и за ее пределами. Нам остаётся надеяться, что Аня Жёлудь и дальше сможет держать баланс между искусством коммерческим и некоммерческим, между красотой и простотой.
Использованы фотографии с сайтов www.zholudhome.com, www.openspace.ru
Комментарии
Подписаться