На окраине города - по питерским меркам - весной начала свою работу галерея "Непокоренных", расположившаяся этажом ниже двенадцати мастерских молодых художников. Правильная цикличность задуманного сделала проект "Непокоренные" единственным на территории страны правильной организацией, специализирующейся на производстве современного искусства. Мы встретились с Эрженой и Катей, сотрудниками студии, которые рассказали о том, как они в разных регионах находят новых художников, почему эти художники порой даже не знают, какой техникой они владеют, и в какой город продаются все работы молодых талантов.
Расскажи про проект. Давай начнем с мастерских.
Мы предоставляем эти мастерские молодым художникам. Началось все именно с них, а уже потом открылась галерея. Пространство мастерских полностью адаптировано под работу художников, ведь для них наличие студии всегда является основной проблемой. А тут есть все - кухни, душ, места, где можно пообщаться с заказчиками или коллекционерами. Все это находится в бизнес-центре на верхнем техническом этаже площадью в 900 кв.м. Это не новострой - тут когда-то был ракетный завод и кинотеатр. И у нас еще есть крыша, которая не может не вдохновлять! Нам жаль только, что он находится далеко от центра. И так получилось, что поблизости тут ничего нет, поэтому если нам вовремя не привезти туда еду, то купить нам ее поблизости будет негде! (смеется)
Кто это все придумал?
В 2007 году Настя Шавлохова объединалсь с Ваней Плющом, Ильей Гапоновым и с нашим меценатом. Решили запустить такой проект, которого еще не было. Для этого нужно было найти помещение и небольшие средства. И им все это предоставили. Художники в мастерские набрались сразу и все начали работать. Выставки проекта "Непокоренные" сначала проходили в Лофте "Этажи". Кстати, многие думают, что "Непокоренные" это проект "Этажей" или наоборот. Но все не так. Так вот… сначала выставки проходили там, а потом нам помог АРТПАРАД и тогда мы пошли ниже - захватили еще один этаж и теперь там проходят выставки современного искусства.
Кто эти художники, которые попадают в ваши мастерские?
Сначала их отбором занималась Настя. Первые художники были ее знакомыми, у которых на тот момент уже были свои проекты. Сейчас есть основное правило для всех художников - там нужно работать, просто сидеть нельзя.
За этим кто-то пристально следит?
Нет, никто не следит. Просто в итоге они понимают, что это им же и надо. А нам нет смысла помогать художнику, который эту помощь отвергает. И они все понимают. Идет жесткий отбор. Все хотят попасть в эти мастерские. Провоцирует на труд еще и внутренняя конкуренция между художниками. Когда один постоянно работает, второй не может не работать - ему передается импульс, и он тоже начинает. Особенно если туда пришел начинающий художник, а рядом с ним сидит, работает кто-то уже достаточно известный, у кого уже были выставки. А так у нас есть ключи от всех мастерских, к нам могут прийти студенты, частные коллекционеры и мы в любой момент можем им все показать.
Художники, которые работают у вас в мастерских, это их основное занятие? И какой средний возраст?
Да. От 26 до 30 лет. Бывают чуть старше.
А как они зарабатывают на жизнь?
Бесконечным участием в выставках, биеннале. Кто-то успевает выполнять коммерческие заказы.
Теперь расскажите про галерею. Насколько я знаю, основная ваша цель - ездить по стране, искать новых талантливых молодых художников и устраивать им первые выставки в галерее "Непокоренных".
Это наша совместная задумка с АРТПАРАДОМ. Таким образом мы проводим отбор участников на Артфорум. Веь невозможно отобрать художников по фотографиям, какие бы не были работы. Чутье какое-то появляется, когда смотришь на картину в живую. Уже можешь предположить, кому она будет интересной, сколько сил в нее вложено, какая техника - все понятно. Подумали, что было бы неплохо проехаться по городам, посмотреть молодых ребят. До этого мы еще успели открыть свой филиал в Новосибирске. Там вообще не было галерей современного искусства! Ни одной! Только салоны, где продают салонную живопись. Было неоднозначное мнение о нашей галерее: кто-то просто ничего не понимал, кто-то говорил "зачем нам питерская галерея, когда мы сами по себе можем быть". И вот в феврале мы отправились открывать галерею в Сибирь (смеется). Там довольно много художников, но они все разрозненные. И многие из них думают, что все люди должны для них что-то сделать - либо денег дать, либо что-то предложить.
Как можно определить, талантливый перед вами художник или нет?
Формулы нет. Можно только положиться на собственный опыт, чтобы понять, будет ли этот художник интересен, успешен или нет. Собираемся вместе, обсуждаем работы. Часто сталкиваемся с тем, что в ком-то просматривается хороший потенциал, а работ у него практически нет. А все чем мы им можем помочь - это организовать выставку. У кого-то огромный потенциал к развитию, а он пишет салонную живопись, потому что ее покупают в том же Новосибирске. А он и не знает, что могут покупать что-то другое. После общения с нами, люди начали задумываться, а то ли я вообще пишу: подходили, советовались по поводу каталогов. Иногда просим убрать старые работы с сайта, потому что часто бывает, что стиль меняется у художника и сложно поверить, что все эти работы писал один и тот же человек. В общем, помогаем им расставить нужные акценты.
А кто покупает картины практически никому неизвестных молодых художников?
Коллекционеры, галеристы. Современное искусство пользуется популярностью только в Москве.
Интересно.
Все работы идут в Москву. Даже если они продаются в Питере, то покупатель чаще московский.
А расскажите, что люди сейчас покупают. Что их интересует?
Не знаю. Могу сказать свое мнение, которое может не совпасть со мнением какого-то мэтра. Покупают имена. На будущее. Смотрят на потенциал. Многие из современных успешных коллекционеров так и сделали состояние - грамотно в свое время покупали молодых художников. Сегодня многих тешит судьба удачливых коллекционеров. Мы наблюдаем как ситуация меняется - вот перед нами художник, который никогда в жизни не продавался, а завтра у него все становится по-другому.
Можете назвать имена тех, кто работал и работает в ваших местерских?
Илья Гапонов, Кирилл Котешов, Иван Плющев, Таня Подмаркова, Ира Дроздова, Костя Новиков, Андрей Горбунов, Вероника Рудьева-Рязанцева, Алан Хатагов, Катя Андриянова, Иван Химин, Леша Спай, Максим Свищев, Вика Илюшкина, работали раньше – Milk&Vodka, Кирилл Шаманов, Максим Каширский, Вика Зайцева, Ян Форман, Даша Буюн, Дмитрий Степанов, Антон Хлабов… . У нас такой состав в основном Кемерово-Мухинский получился.
Одна из работ Ивана Плюща, художника "Непокоренных"
Последний раз в галерее была выставка краснодарских художников. Сейчас их работы уехали на ростовскую биеннале современного искусства. Потом должны были быть самарские художники, но из-за не состыковок по датам все перенеслось на осень. А сейчас во всю занимается Артфорумом.
Что там готовите?
Будет образовательная программа и много участников наших выставок. Мы очень хотим чтобы все прошло хорошо и никто не разочаровался. Хочется чтобы приехали хорошие лекторы, которые смогут расставить необходимые акценты в головах у молодых художников. При этом хочется, чтобы приехали и хорошие лекторы и хорошие ребята, которым это действительно поможет. В общем, есть две крайние точки, над которыми мы работаем. Будет ряд интересных и полезных мастер-классов. Ведь как выясняется, есть носители замечательных прекрасных идей, но они не знают, как это все применить. И кому это вообще нужно. И как им развиваться дальше. А им надо это все как в школе рассказать, объяснить, чем галерист отличается от куратора, что такое арт-критика, по какому принципу себе что-то выбирает коллекционер.
Что можно будет осенью в галерее "Непокоренных"?
Очень много желающих. Все расписано до ноября. Все кто работает в мастерский хотят выставится и просто посторонние ребята. Мы в любом случае будем продолжать работать именно с молодыми. Нам нет смысла выставлять взрослых художников - у них есть "Винзавод" и европейские галереи, которые им нужно покорить. А мы пока займемся молодыми талантами.
Официальный сайт непокоренных - www.nepokorennie.ru
Комментарии
Подписаться