Марина Агапова
Формализм
Forma (лат.) – форма, внешний вид.
Форма-во-времени – Micro.
Micro – от греч. микро (микрос) – малый и может означать «далекое прошлое».
Форма-формообразование – Pro-.
Формообразование – процесс образования новых форм. .pro – общий домен верхнего уровня для определенных профессий. Pro- - продукт будущего.
Форма-в-пространстве – Macro.
Macro – от греч. макро (макрос) – большой, длинный – начальная часть сложных слов, указывающая на большие размеры или значительную величину. Противоположна по значению элементу micro. Может означать «космическая связь».
Форма-эмоция – Forma.
...в осень,
в зиму,
в весну,
в лето,
в день,
в сон
не приемлю,
ненавижу это
все.
Все,
что в нас
ушедшим рабьим
вбито,
все,
что мелочинным
роем
оседало
и осело бытом
даже в нашем
краснофлагом строе...
(В.Маяковский)
Форма-образ – Портрет предмета.
Форма-контур – Автопортрет.
Форма-трансформация – Музыка.
Форма-информация – Кино.
Форма-объем – Скульптура.
Форма-единство – Аккорд.
Юлия Бабичева , Злата Майзель
Формализм Марины Агаповой.
Марина Агапова открывает нам свое видение и понимание Формы, Космоса, Вселенной.
«Forma» - это 9 графических серий, представленных на больших планшетах, и объемно-световая композиция. Каждый планшет объединяет в себе ряд композиций, объединенных общими темами: Micro, Pro-, Macro, Formа, Портрет предмета, Автопортрет, Музыка, Кино, Скульптура, Аккорд. Часть композиций реализована в большем,чем на планшетах масштабе и добавлена к общему ансамблю. Визуально формы, созданные Мариной Агаповой, ассоциируются с калейдоскопом, с частицами живого организма, увиденными в микроскоп, но, в то же время, с целой галактикой. Композиции эмоциональны, декоративны, в них динамичная жизнь.
Творческий метод Марины Агаповой - интуитивное письмо. С помощью карандаша, угля, фломастера, ручки художница создает интуитивные линии на бумаге, руководствуясь свободным потоком мысли, энергии и эмоций, и к ней приходят вдохновение и идеи новых форм. Зачастую Марина работает над рисунком совместно со своей маленькой дочерью Сашей. Так рождаются их образы и формы. Реальные рисунки и авторские фотографии, организованные в композиции при помощи приемов графического компьютерного дизайна, переносятся таким образом в новое измерение.
Художница работает со сложными формами, с формами космического порядка: временем, пространством, действием, эмоцией, словом, творческим жестом.
Цикл «Forma»- это осмысление человека, себя, как части Космоса, Вселенной.
Человек – Микрокосм, «малый мир». Вселенная- Макрокосм, «великий мир». Но эти формы едины. Единство мира внутри каждого человека. Ты - мироздание в миниатюре, в тебе - солнце, луна и все звёзды.
Цикл можно назвать монографией или дневником Марины Агаповой. Все образы и композиции построены на личном восприятии, переживании и чувствах художницы. Форма - это осознание себя в космическом масштабе, поиск космоса внутри себя.
Тема «Forma» раскрывает серьезные философские смыслы. Однако стиль произведений, выбранный художницей, близок и доступен пониманию современного зрителя. Композиции насыщены характерными для компьютерной, цифровой графики структурами: двусторонне-симметричными, билатеральными объектами, ритмически выстроенными повторами изображений.
Марина Агапова делает акцент на построении композиции, на таких ее элементах как линия, геометрические фигуры, цвет, изгибы, текстура. В процессе создания произведений искусства художница отдает предпочтение форме. Она абстрагируется от контекста, от причин создания данного произведения, от обстоятельств жизни, от исторического фактора. Важна форма-эмоция, а не содержание. При этом работы Агаповой насыщены личным восприятием и переживанием заданной темы. Многоплановая структура произведений скрывает тайные смыслы, даруя зрителю возможность открыть зашифрованные под внешней оболочкой идеи. Усложненность структуры, в данном случае, обогащает семантику каждой работы и всего цикла в целом.
Micro. Форма-во-времени.
Micro так далеко и так близко. Оно открывает мельчайшие атомы настоящего. В то же время, уводит в череду тысячелетий. Время- это форма существования движущейся материи. Композиции на глянцевом планшете напоминают священные изразцы древних культур, скомпонованные художником в своем особом, сакральном порядке. Время привычно рассматривать как координаты событий на временной оси. Марина Агапова трактует Время как пирамиду, как единое пространство. Это характеристика мира, в основе которого находится «Археология» и присущие древним цивилизациям «Мумификация», «Рельеф». «Маска» - как знания, сохранившиеся во времени. Знания эти кажутся потерянными, но они существуют параллельно с нами, внутри нас. Завершает пирамиду композиция «Период», последовательность жизни. В композиции читается поиск истоков прошлого, изучение художницей различных временных периодов и их магических смыслов.
Pro-. Форма-формообразование.
Pro- подобен панели пуска, подобен космическому кораблю, исследующему секреты мироздания, тайны иных галактик. Композиционно работы Pro- выстроены в форме цифры «4». Четыре - основа мироздания. Четыре фазовых состояния вещества, четыре стихии натурфилософии, четыре стороны света, четыре времени года, четыре времени суток, каждый четвертый год - високосный… В этом ряду не хватает обобщающего понятия: «Четвертое измерение». Построение формы и изучение мира сегодня ведется по троичной системе координат (x, y, z). От древних цивилизаций мы унаследовали знание о Четвертом измерении, но еще не освоили его. Четвертое измерение - новая Система вычисления, иная Единица, позволяющая путешествовать во времени и пространстве.
Марина Агапова поднимает вопрос о подходе к формотворению вещей, идей, традиций, культур, о новом подходе к объектам будущего. В помощь ей - Звук и Язык, Движение и Танец, Галактика и Карта, Время и Сила.
Macro. Форма-в-пространстве.
Композиционно Macro представляет собой дерево, Древо Жизни. Тысячелетнее огромное дерево объединяет нас всех в единое целое. Дерево - символ зарождения жизни, мироздания. В основе многих мифологических легенд о происхождении мира фигурирует образ большого дерева. Дерево - символ преемственности поколений, космической связи между людьми.
Художница рассматривает Землю, человека не как отдельный и самодостаточный мир, а как часть целого, часть космической системы, Вселенной. При этом человек- «Наблюдатель» - находится в центре системы. Это человек видит пространство вокруг себя, человек чувствует силу предков. Человек – это маленькая Вселенная.
Macro – как единый организм, сгусток эмоций, неразрывная связь с Космосом и Бесконечностью.
Formа. Форма-эмоция.
Выплеск и фиксирование субъективной эмоции в форме. Работы данной композиции передают личное восприятие Марины Агаповой, ее мимолетные и глубоко осмысленные эмоции от пережитого самой и сотворенного человеком в целом. Свои эмоции художница выразила в разнообразных структурах и пластике. В целом спроектированная форма предстала перед зрителем в виде большой космической станции.
Визуальный и содержательный ряд композиции «Штамп»- острая эмоция. Напрямую ассоциирующиеся с созданием форм мясорубки, под звонкий текст стихов Владимира Маяковского - вызывают эмоцию разногласия и наводят на мысли об исторический несправедливости.
Портрет предмета. Форма-образ.
У каждого предмета может быть свой портрет. Предмет рождает множество образов. Портрет предмета – субъективный взгляд художника на окружающие вещи. Форма предмета способна не только создать, но и объединить порой несоединимые образы. Так початок кукурузы становится объектом работы «Портрет предмета». Кукуруза, монолитная, но дробленая на множество фракций форма, организовывает пространство целого города, наполненного суетой и бесперспективностью. Кукуруза, как малое в целом, становится композиционной неотъемлемой частью и символом современного мира. Кукуруза объединяет множество образов: она символизирует современную эпоху, архитектуру 21 века, с её небоскрёбами а ля «ячейка в ячейке».
Триптих являет зрителю противопоставление и в то же время абсолютное слияние эпох и стилей.
Автопортрет. Форма-контур.
Автопортрет как самовосприятие и самоидентификация. Форма, как контур, здесь задаётся не физическими пространственными характеристиками. Форма – как совокупность содержания. Форма – как материализация или визуализация идей и мыслей, витающих в воздухе и берущих своё начало в космосе. Контур, выходящий за рамки привычного. Красные, серые, чёрные импульсивные штрихи раскрывают разные образы человека, несут разные характеры, представляют три состояния человека: чувственность, повседневность, сосредоточенность. Абстракция неотделима от чувственного.
Музыка. Форма-трансформация.
Музыка, как и всё неосязаемое, обретает свою форму. Ритм, такт, тональность сплетаются с эмоциями художницы, переживаются ею. Взаимодействие рефлексии и традиционных стилей, рождает формы музыки - трансформации. Перед зрителем – образы творчества музыкантов разных стран и народов, чьё творчество важно и любопытно для Марины. Форма здесь неотделима от содержания, ведь именно содержание задает формообразующие элементы.
Кино. Форма-информация.
Подобно плёночной раскадровке, на плакате предстаёт ряд ассоциаций на тему кино. Ассоциации эти уходят корнями в детские воспоминания – самые яркие образы, экстравагантность сюжета, эмоциональность, вещи «на грани», вечные темы: смерть и жизнь, земной и потусторонние миры, добро и зло. Чужой, Космическая Одиссея, Андрей Рублёв - как срез эпох, как срез стилей, как срез ощущений. Форма – информация. Форма – впечатление.
Скульптура. Форма-объем.
Форма – объём, и форма – вместилище. Здесь Форма преподносится в виде ступенчатой структуры, которая вызывает ассоциации с перевернутой пирамидой. Форма как связь с архитектурой: правильность расчётов и простота линий, торжество логики и выразительность образа. Форма наполняется светом при помощи лайт-бокса. Без света человеческий глаз не способен распознать форму. Где заканчивается свет, начинается неопознанность, Черная дыра.
Аккорд. Форма-Единство.
Единство - обобщающая идеи проекта серия, в которой показана взаимосвязь всех работ цикла «Forma». Каждая композиция, каждый рисунок, каждая фотография – это целостная система взаимодействия.
Иван Гурин
Космос, искусство, форма… (Из ненаписанной статьи)
…в 20-м веке, то есть в эпоху модернизма, когда сами художники как бы впервые объявили о существовании самого понятия «форма», - сколько же дискуссий было посвящено этим словам: форма, формальное, формализм! Манифесты, трактаты, книги, статьи…
…категория формы издревле функционирует в философской практике. В искусстве же понятие «форма», даже как «декоративная форма», осознанно не использовалось. Только в качестве формы-объема-рельефа, то есть «скульптурной формы», слово – часть лексикона и элемент мышления художников.
Модернисты начала 20-го столетия дискредитировали и отбросили презрительно отжившую свой век антитезу «форма-содержание», поставив при этом форму на первое место, которое становится теперь необходимой частью инструментария художника.
Также важно отметить, что это породило чрезвычайно развитую, изощренную формальную культуру. С тех пор острота вопроса о форме попритупилась. Даже проблема «новизны» формы, формального новаторства либо снимается переносом актуализации в концептуалистскую сферу, то есть « форма-содержание» заменяется «концепцией». Ну, а о формальной культуре в приложении к современному искусству уже просто не очень-то говорят.
Марина Агапова, представляя цикл работ под общим названием «Forma» и рискуя, в свете вышесказанного, подвергнуться обвинению в старомодной пафосности, дает пример абсолютно оригинального подхода к настолько, казалось бы, заезженной теме. Замечательно бесстрашно нескрываемая дидактичность схемы деления цикла на 10 частей, в сочетании с настолько же открытой системой композиционных построений отдельных работ, плюс алогичность отхода от этой системы в некоторых сериях… Странный, произвольно, вроде бы, подобранный «строительный» материал для построения композиций: фотографии натюрмортов, детские каракули, рисованные иллюстрации, фотопортреты, репродукции – какое отношение имеет все это к заявленным названиям серий? Общее впечатление наивности усиливается еще и избранной техникой, которая никак, кажется, не претендует ни на рукотворность, ни на какую-либо уникальность, эксклюзив, так сказать.
Тем не менее. Проект «Forma» не является ни наивным, ни простеньким, напротив – это органичное произведение художника, выражающего свое видение в композициях, созданных при помощи естественно сложившегося метода и, как оказывается при ближайшем рассмотрении, делающего это нетривиально да, к тому же , и с большой стилистической культурой и мастерством искушенного профессионала. Но прежде всего хочется отметить смелость художника, не побоявшегося обвинений в прямолинейности и декоративности. Родившийся какое-то время тому назад из экспериментов с фотографией и коллажем метод поиска «единицы формы» и построения на ее основе структурных композиций привел к появлению большого количества работ, каждая из которых могла быть по-своему выразительной. Но их декоративная, по преимуществу, эффектность не решала проблемы бесцельности такого рода творчества, и только когда оказалось, что спонтанность коллажа не случайна вовсе, что композиции несут в себе состояния, связанные с образами часто противоположными по своей природе, и что (особенно когда эти образы ассоциируются с жизнью в историческом времени) они в совокупности обретают эпическое звучание, - вот тогда-то с прекрасной неизбежностью и сложился замысел-идея всего опуса, а ядром его стали серии «Micro», «Pro-» и «Macro», в которых и разрыв, и связь времен обнаружили и определили свое одномоментное бытие не только во Времени, но и в Пространстве. И оказалось, что это картина Космоса, Универсума – называть можно по-разному.
Но единственно правильным стало название «Forma». «Содержательной» жизни, наполнившей цикл, предшествовала чисто формальная работа, и это вполне отражено в его внешнем образе, но содержательность опуса в целом связана с философским переосмыслением соотношения хаоса и творчества, интуитивного и рационального, чувственного и технологического etc. – продолжать можно долго, но сводится все к формотворчеству на основе «единицы формы», пра-формы, обнаруживаемой в хаосе. Все от формы через форму к форме. Форма, формы, форм, формой – о форме. Цикл возник как художественное претворение темы Космоса- Вселенной-вместилище Пространства-Времени, но естественным образом назван «Formа», так как именно форма становится средством обнаружения Космоса в себе, внутри себя.
У Марины, осознавшей себя вместилищем Универсума, научившейся видеть его звезды, галактики, кометы, орбиты, пути, ветры, а также карту, струны, ауру и так далее (множество, которое, разумеется, может быть изменчивым и вариативным) в предметах, в пространстве между ними, везде – в себе, на самом деле, - эмоция (чувство, переживание)
становится отправной точкой и руководителем творческого процесса. Поэтому серия «Форма-эмоция» определяется художником как «Forma», многозначительно совпадая по названию с циклом в целом. Особый статус серии акцентируется и включением в «Формализм», текст самой Марины, приданный циклу «Forma», стихов Маяковского. Этот текст, кстати, не столько комментирует, сколько манифестирует замысел цикла. Энергия строчек Владимира Маяковского, их структура, ритм, с характерными повторами, как бы эхом слов, аллитерациями – резко указывают на подчеркнуто формализованный характер поэтической речи. В сочетании с емкостью чисто «информационной» части стихотворения (чему совсем не мешает сильно выраженное чувство поэта), оно становится идеальным эпиграфом к циклу, поражая как раз тем же , чем он привлекает в целом по мере того, как всматриваешься в отдельные работы – концентрированным выражением чувства в мелочах, нюансах при жесткой общей структуре и очевидной, нескрываемой, абсолютно на поверхности лежащей формальности всех композиционных решений.
Спасибо, в общем, футуристу Владимиру Маяковскому, одному из пионеров формализма. Им был свойствен пафос первооткрывателей и романтизм строителей прекрасного Нового. Энергия этого романтизма такова, что, хотя был он сто тысяч раз опошлен и извращен, обаяние его способно увлечь и сейчас. Приятно отметить, что несмотря на красочность, яркую подчас декоративность работ, Марина Агапова не впадает в пошлую красивость псевдофилософствования. Ее «орнаментализм» обладает качеством классического рисования, чему способствует и ироничное отношение настоящего современного мастера к стандартом коммерческих «постмодернистских» имитаторов. Все, что она делает, рождается из внутренней потребности к самореализации, через выражение любви к подлинности в искусстве…
Марина Александровна Агапова
родилась в 1983г. в городе Куйбышев.
2003 - окончила Самарское Художественное Училище имени К.Петрова-Водкина по специальности «дизайн среды».
2006-2008 - студентка Санкт-Петербургской академии театрального искусства, факультет сценографии и театральной технологии, мастерская профессора В.И. Фирера.
2006-2007 - училась в Международном Институте Искусств Санкт- Петербурга, факультет графического дизайна, преподаватель В.Л.Хвостик.
2002-2003 - работала как художник-оформитель, педагог-организатор в муниципальном образовательном учреждении «Центр внешкольной работы Железнодорожного района г.Самары».
2004-2008 - работала в Царскосельском Фонде Развития Культуры (ЦФРК). Занималась декоративной отделкой, росписью, фактурой театрального костюма.
Живет в Санкт-Петербуге. В качестве художника-сценографа работает в различных театрах, а так же занимается станковым искусством. Работает в разных видах искусства и в разных техниках.
Театральные проекты, художник по костюмам
Братья Пресняковы. «Терроризм».
2010г.. Волгоградский Молодежный театр, режиссер С.Щипицин.
В.Гришко. «Наша кухня».
2009г.. Самарский театр драмы им.М.Горького, режиссер В.Гришко.
Л.Зорин. «Варшавская мелодия».
2009г.. Рижский Русский театр им.М.Чехова, режиссер С. Щипицин.
М.Ровенхилл. «Shopping & Fucking».
2008г.. Санкт-Петербургский государственный драматический театр Приют Комедианта,
режиссер С. Щипицин.
В.Сигарев. «Божие коровки возвращаются на небо».
2008г.. Самарский театр драмы им.М.Горького, режиссер В. Гришко.
А.Иванов. «Несерьезные намерения».
2008г.. Уфимский русский драмтеатр, режиссер О. Скивко.
А.Иванов. «Божие одуванчики».
2008г..Самарский театр драмы им. М.Горького, режиссер О. Скивко.
Р.Ибрагимбеков. «Спокойный день в конце войны».
2005г.. Самарский театр драмы им.М. Горького, режиссер В.Гвоздков.
Д.Салв. «Один на миллион».
2005г.. Театр КОЛЕСО им.Г.Дроздова, режиссер В. Данцигер.
А.Червинский. «Бумажный Патефон».
2005г.. Самарский театр драмы им. М.Горького, режиссер М. Кальсин.
Комментарии
Подписаться