Постмодернизм - интересное и в то же время отталкивающее направление в литературе XX века. И Джеймс Баллард - один из прекрасных авторов данного потока.
Вот только я, например, поняла это совсем недавно, когда прочитала его роман "Автокатастрофа", написанный в 1973 году.
Немного о содержании книги: главный герой, Джеймс Баллард, попадает в автокатастрофу. В больнице встречает Воана (Вохана, в некоторых переводах), который одержим автокатастрофами и половыми актами. Вместе они начинают путешествие по автострадам Лондона, изучая места аварий и получая непередаваемые ощущения от секса в искореженных автомобилях, с жертвами аварий.
Не спорю, поначалу книга кажется отвратительной, пошлой и непонятной. Но при внимательном чтении можно понять, что же хотел донести до читателя автор. Стоит отметить, что главного героя зовут так же, как и автора. Кажется, что читаешь исповедь, а не роман; и в этой исповеди автор отражает важный личностный и общественный момент - страх перед глобальной технократической эпохой, которая надвигается на мир семимильными шагами. Баллард (и автор, и главный герой) понимает, что автомобилей становится больше, чем людей. Они заполняют пространство. И никуда уже не вырваться из этого круга.
Вместе с одержимым Воаном они пытаются найти смысл в происходящем, найти смысл в этих катастрофах, несущих с собой гибель людей, калечащих психику. И получается, что смысл они находят только в безудержных половых актах, когда главными эрогенными зонами становятся отметины от травм.
Я говорю это, основываясь на тексте автора. Вот, что он пишет ближе к финалу книги: "Мои ужас и отвращение, вызванные этими отталкивающими травмами, уступили место полному приятию идеи, провозглашающей, что перевод этих ран на язык наших фантазий и сексуальных ассоциаций является единственным способом оправдания страдания и смерти этих жертв".
Так, может быть, не стоит воспринимать книгу в пошлом и отвратительном свете? Может, вместе с автором стоит задуматься над глобальной автоматизацией всех процессов? Над тем, что нас захватили автомобили, и вырваться из этого мира мы уже не в силах. Да по сути и не хотим.
Как говорил Альбер Камю, в наше время автомобиль страшнее, чем атомная бомба. В каком-то смысле эти слова могли бы послужить эпиграфом к книге Балларда.
В 1996 году Дэвид Кроненберг снял по роману одноименный фильм, который вызвал бурную реакцию. Особенно после победы на Каннском кинофестивале. Но это совсем другая история...
Комментарии
Подписаться