Вернон Господи Литтл. Комедия XXI века в присутствии смерти. DirtyButClean Story
"Ты и есть Господь. Прими на себя ответственнось. И пользуйся властью, которая тебе дана" (с) DBC Peirre
Год 2003.Октябрь.Бывший наркоман, вор и мошенник Питер Финлэй заявляет, что большая часть призового фонда Букеровской премии, ни много ни мало 50 тысяч фунтов, пойдет на погашение долгов, а именно, вернётся к добродушному бедолаге-художнику, который имел несчастье некогда приютить подсевшего на наркоту и азартные игры Финлэя в своем скромном домике. Имеет ли смысл упоминать, что в попытках достать денег на очередную дозу безработный Финлэй продал дом своего друга? Впрочем, история умалчивает, как распорядился наградой автор, а упрекать уважаемое жюри,сплошь состоящее из высокопочтенных литераторов, критиков и издателей,в том, что те пожалели раскаявшегося в грешках молодости Финлея, все-таки не стоит. В конце концов, тут вам не талоны на бесплатные бургеры дают!
Как и подобает подобного рода мероприятиям, разразился скандал. Тут же консультационный комитет Букера обвинили в том, что его члены потакают слюнявому литературному вкусу обывателей, подняли вой и даже не пустили в эфир триумфальную речь лауреата, обрезав ее чуть ли не на первом предложении. Хотя, возможно, к лучшему: Финлэй не пренебрегал излюбленными словечками Вернона Литтла типа fucken и вообще вел себя, как шкодливый пятнадцатилетний подросток. Куда теперь без эпатажа.. Хотя в случае с Финлэй, это, никакой не эпатаж, а обыкновенное нежелание идти на поводу у обстоятельств, эдакое небрежная и легкая попытка быть собой, перечеркнув годы "наркотического тумана"десятилетием отшельного существования и романом, теперь уже наверняка оставившем след в истории литературы, если не мировой,то британской точно.
Можно бесконечно долго рассуждать на тему, почему британцы удостоили чести именно Питера Финлэя, а никак не Монику Али и ДеймонаГэлгута, коим изначально прочили пальму первенства. Ведь идеи,высказанные Финлеем, революционными назвать нельзя: о полном разочаровании в порочном fucken мире писали все, кому не лень, а на юношескую грудь Вернона Литтла, служащую холстом для послания всем грешникам, спешат повесить табличку "Холден Колфилд 2". Или, как бы выразился, сам Вернон, его давно приколотили восемью тысячами гвоздей к тяжеленному кресту, на котором высечено имя героя главного романа Селинджера. Не потому ли Финлэй огреб Букера, что "выпустил кишки"всей одноэтажной Америке, что изрядно подзадорило британское жюри? Вот он - вонючий Техас с его преглупыми людишками и грошовыми ценностями,вот она- гребаная Америка, страна мечты, пропахшая насквозь соусом для барбекю, потом и амбициями, страна возможностей, где каждый смекалистый мастер по починке телевизоров становится персоной грата на любом телеканале, а говно, простите Бога ради, решает вопросы жизни и смерти.
Его зовут Вернон Грегори Литтл. Вернон Гений Литтл, Вернон Гейтс Литтл, Вернон Господи Литтл.. Пятнадцатилетний мальчишка, не обладающий, по его собственному признанию, никаким особенным талантом, зато матерящийся от души да так искусно благодаря русскому языку - великому могучему трёхэтажному, что получается не текст, а просто праздник какой-то (за что, автор русского текста подвергся суровой критике: де оригинальный Верн с его извечным fucken не идет ни в какое сравнение с русским шалопаем с его не то что с трёхэтажными - шестиэтажными конструкциями одборного мата!). В довесок к острому языку Вернон получает кучу проблем на задницу, включая кишечное недомогание. Тут полный набор: неполная семья, безответная любовь за ручку с хроническим недотрахом, отсутствие друзей да еще и обвинение в массовом убийстве.
Растит Вернона его глупая истеричная мамаша, живущая беседами о диетах, выпечкой радостных кексов и ожиданием Специального Предложения из телемагазина. У самой Дорис за жестяной банкой в кухне копятся неоплаченные счета за электричество, на талии - лишние сантиметры, а в глазах - сотни литров невыплаканных слез по неудавшейся жизни. Она типичная шаблонная неудачница, кичащаяся своими несчастьями. Ей просто жизненно необходимы жалостливые вздохи и сочувственные всхлипы. Её лучшие подружки, совершающие ежедневные набеги в дом Верна и его «престарелой матушки», также весьма колоритные персонажи. Чего стоит одна толстушка Пам, помешавшаяся на еде, потому что это единственное, что она может контролировать в своей жизни, или задавака Леона, каждый день которой знаменуется новым понтом, который непременно следует кинуть в заплаканное лицо простодушной Дорис. Вернон, обожает и ненавидит всех этих дам, включая собственную мать. С другой стороны, он просто подросток, которому в 15 лет противоречивые чувства полагаются по статусу. Хотя, к своему родному захолустному городку отношение у Верна однозначное: техасский Мученио – вонючее болото, унылое говно, в котором он вынужден плескаться ежедневно. В школе отношения с одноклассниками не складываются. Единственным человеком, которому доверяети к которому искренне привязан Вернон –мексиканец Хесус (Jesusв оригинальном тексте), изгой и мальчик для битья в собственном классе. Хесус терпит издевательства одноклассников и унижения, которым его подвергают взрослые, но, как водится, рано или поздно чашу терпения таки переполняет последняя капля. И в одно чудесное утро во вторникХесус берет отцовское ружье и расстреливает 16 одноклассников, в число которых волей случая не попал Вернон, чье «кишечное недомогание» проявилось как раз вовремя для того, чтобы спасти его задницу и остальные части тела, привинченные к заднице.
Вернон Грэгори Литтл стал свидетелем кровавой бойни, в которой лишился не только одноклассников и лучшего друга, но и будущего. Из свидетеля по делу о массовом убийстве 16 человек Вернон превращается сначала в соучастника, а позже и в главного подозреваемого («Будто бы и не было никакого Иисуса»), перед судом он и вовсе предстает, как психопат,лишивший жизни более тридцати человек по всему Техасу, эдаким сумасшедшим маньяком.. Единственной уликой, говорящей в пользу его невиновности, является куча, которую, простите за подробности, Вернон отложил в тот самый момент, когда Хесус отправил на тот свет сначала целый класс, а потом и сам последовал за ними. Сомневаюсь,что автор изначально замыслил роман как сказание о втором пришествии,хотя все реминисценции на лицо. Не надо быть гением или даже просто знать Библию, чтобы анализировать роман с этой точки зрения. Вот он – Хесус или Иисус – добрый, чистый, непорочный. Вот она –толпа или,вернее, стадо, возомнившее себя превыше личности. Каждый день в Иисуса летит новый камень унижения и боли, камни эти свистят и над головой Верна, но по-настоящему обрушиваются на него градом лишь после самоубийства Хесуса. Не раз в своих рассуждениях Вернон вспоминает о кресте: каждое обвинение, подтасованный факт – еще один гвоздь, крепче прибивающий героя к кресту. На протяжении всего времени Вернон чувствует немое присутствие мертвого друга, ощущает где-то совсем рядом бесплотный дух и надеется до последнего на то, что правда в конечном итоге все равно выйдет наружу.
Жестокая сатира: всех убил Хесус, во всем виноват Иисус. Вернон же - просто мишень, козел отпущения, жизненно необходимый сначала городку Мученио,а потом и всему миру. Никому не нужен мертвый злодей, когда есть живой.Вскоре о Хесусе и вовсе забывают: «Будто и не было никакого Иисуса»,-говорит Верн. И делает на груди татуировку в назидание всем жителям Мученио, продавшимся истерии масс-медиа : "Me ves y sufres" - Смотри на меня и мучайся, фраза, которая указала ему дорогу на юг Мексики,цитата из Библии -еще один подарок бесплотного Хесуса.Толпе нужно шоу - телешоу с баснословным бюджетом. Большой Брат с подачки нечистого на руку Лалли, заварившему всю кашу, смотрит на Верна по пути в тюрьму, в тюремной камере, в зале суда, его жизнь отныне зависит от интерактивного голосования. Чем больше крови, чем больше грязного белья и нелицеприятных фактов – тем выше рейтинг, и вот уже миллионы прильнули к экранам, чтобы взглянуть на казнь героя, превращенную в цирк с трансляцией в режиме реального времени, покачать головой и с чувством удовлетворенности уснуть вечером в скорлупке своих домов.
Вернона спасают слова Лассаля и собственное говно. Становится даже непонятным, что или кто поспособствовал этому больше. Тем не менее, книга потрясает до глубины души, заставляя пересмотреть отношение к собственному «Я». Фразой, приведенной в эпиграфе, можно обобщить, наверное, и главную мысль романа: человек – сам себе Бог,хозяин и господин. Став хозяином собственной жизни,есть шанс повести толпу за собой. Просто дай людям то, что они хотят, о чем просят, и они пойдут за тобой до конца.
Все,что с нами происходит – результат наших поступков. И, эй Вернон! Ты был прав: правда все-таки выходит наружу.
Дабы избежать недоразуменийследует отметить, что Питер Финлэй, оставив прошлое там, где ему полагается быть, ознаменовал начало новой жизни новым именем - DBC Pierre, что значит dirty but cleаn Pierre.
Комментарии
Подписаться