В Екатеринбурге завершилась 1-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства.
Основной проект биеннале — «Ударники мобильных образов», кураторами которого выступили Екатерина Деготь, Космин Костинас и Давид Рифф. Проект был посвящен сравнению двух переломных исторических моментов: индустриализации начала 1930-х годов и становлению неолиберального строя (возникшего в 1930-е и достигшего своего расцвета в конце 1980-х —1990-х годов) в современной России. Проект размещался в действующих заводах и промышленных предприятиях Екатеринбурга.
На биеннале также показали видео- и кинофильмы разного времени и разных стилистик. Например, экспозицию основного проекта биеннале открывал фильм голландского режиссера Йориса Ивенса «Песнь о героях» 1932 года о магнитогорских строителях доменных печей. Фильм много лет пролежал на полке и только в 1961 году был показан по советскому телевидению.
Фрагмент фильма «Песнь о героях»
Наиболее интересные видеоработы Уральской биеннале будут показаны в Москве. Часть фильмов демонстрируется в Москве впервые, а некоторые показы являются премьерами. Все фильмы идут с заново сделанным переводом и русскими субтитрами.
Одна из самых любопытных работ — комедия положений Гай Бен Нера «Красота воровства» 2007 года, снятая автором без разрешения в магазинах IKEA в трех разных странах. В фильме художник политизирует личное: своему подворовывающему сынку он читает лекцию о значении частной собственности, приводя аргументы, напрямую заимствованные у Ф. Энгельса. К концу фильма дети пишут манифест, в котором отказываются от наследства.
Тизер фильма Гай Бен Нера «Красота воровства»
Еще один интересный фильм — «Толстые куски металла». Во время монтажа и открытия Уральской биеннале его снял участник основного проекта московский художник Алексей Булдаков. Фильм повествует не только о внутренней истории проекта, но и то том, как это событие повлияло на жизнь города и обычных жителей Екатеринбурга. Маленький фрагмент и фильм целиком пока можно увидеть здесь.
После показов в «Гараже» состоится дискуссия с кураторами биеннале, на которой Екатерина Деготь и Давид Рифф расскажут об основном проекте и месте современного искусства в современной России. Что означает приход современного искусства в общство, которое к нему не готово? Чем искусство может помочь — и какие проблемы оно прикрывает? Должны ли художники и кураторы задаваться этими вопросами? Противостояние «зрелищного» и «исследовательского» искусства — существует ли оно?
Расписание показов:
24 октября, воскресенье
15.00 – 16.30. Театральные сцены:
— Гай Бен-Нер. Красота воровства. 2007. 17'00''
— Кристиан Янковски. Tableau Vivant. 2010. 32’00’’. Courtesy of Klosterfelde, Berlin; Lisson Gallery, London; Friedrich Petzel, New York
— Коллектив «Что делать?». Башня (Зонгшпиль). 2010. 36’00’’
16.30 – 17.45. Публика перед картиной:
— Ателье E.P.S. Huayco. Arte al Paso (Искусство на ходу). 1979–1981. 31'00''
— Арайя Расджармрернсук. Две планеты. 2008. 28’00’’
— Шон Снайдер. Выставка. 2008. 7’00’’
17.45 – 20.00. Документальный взгляд:
— Деймантас Наркявичюс. Электренай. 2001. 17’00’’
— Группа «Синие носы». Пролетарский детектив, или Куда пропали рабочие. 2010. 26'00''
— Ольга Чернышева. Репетиции. 2007. 7’00’’. Courtesy artist and Volker Diehl Gallery, Berlin
— Дьёрди Салай и Ласло Витези. Открытие памятника. 1979. 86'00'. Венгерский национальный киноархив
20.00 – 21.00. Индустрия и авнгард:
— Иштван Башкай Лауро. Очарование. 1963. 21'00'. Венгерский национальный киноархив
— Хито Штейерль. В свободном падении. 2010 32’00’’
25 октября, понедельник
17.00 – 18.30 Кристиан фон Боррис. Дубай – Визуализация мира. 86'00''
18.30 – 20.00 Дискуссия с кураторами биеннале
Комментарии
Подписаться