2009 — Персональная выставка в кинотеатре «Авангард» в г. Пушкин
2008 — Участие в выставке «Куда приводят мечты» в павильоне Карла Буллы
2007 — Участие в выставке «Живопись — Музыка» в выставочном зале Союза Художников на Охте
2005 — Забросил работу (почти) и решил вспомнить навыки живописи.
Участие в малозначительных, местных выставках
1999 — Участие в выставке «ЗНАК», а также в 2000, 2001, 2002, 2003, 2004
1998 — Участие в выставке «Модулор»
1993 — Вступает в Союз Дизайнеров России
1982 — Работа дизайнером, дизайнером-графиком, (полиграфия, наружная реклама)
1985–1990 — ЛВХПУ им В.И. Мухиной (МУХА, ныне СПБХПА им. Штиглица) — дизайн
1978–1982 — ЛХУ им. В.А. Серова (ныне СПБХУ им. Рериха) — интерьер
- картины проектируются как знак
- pop-art + op-art + color-art + антиконструктивизм
- минималистические средства
- использование дополнительных и смежных цветов, повторов
- фрагментарные, рельефно-фактурные композиции для восприятия периферийным зрением
Стиль
Я еще не придумал, как сформулировать то, что я делаю, — это смесь тех направлений, которые мне нравятся. Абстракционизм или модернизм — слишком обшее название.
«Минимализм с элементами оп-арта , или оп-арт c элементами поп-арта, минимализма, теорией цвета, последовательных эффектов, перцептивной перспективой и элементарной геометрией в сочетании с цветовыми контрастами, построенных на противоположных цветах, немного от Akiyoshi Kitaoka, фрактального дизайна, примитивизма и фактурного материаловедения»
— будет самым полным определением.
Цветовое пятно в пространстве интерьера
Я пытаюсь делать картинку как часть интерьера, а не картинку как картину для рассматривания. Моя картинка должна висеть и давать цветовое настроение всему объему помещения, например как камин, люстра, или солнце на улице. Она просто должна греть, а если иногда на нее еще и посмотреть можно, то тогда можно сказать что удалось. Это не психология образа, а цвета.
Процесс
Нет вопроса «что делать?», скорее — «как делать?». Абстракций, оп-арта, минимализма я встречаю немало, но тех, кто целенаправленно этим занимается, к сожаленью нет. И работы обычно попадаются, вроде похожие на абстракцию, вроде бы похожи на оп-арт, а работы должны быть узнаваемыми, и их должно быть много. Если бы Уорхол сделал только штук десять работ, наверное, он не стал бы столь популярен.
- Кто-то сказал, что мои картины можно печатать на матрц. Я был бы счастлив.
Как все происходит
Разметка по линейке, а остальное — вручную. Пишу и делаю я медленно, обычно «накрасил, посушил, перекрасил, досушил», недельку висит перед глазами, где «не попал» опять перекрашиваю. В среднем 1-2 мес. Иногда в процессе штук десять бывает.
Материал
Люблю писать маслом. В грунт добавлен крупный песок, за счет этого поверхность как стена — шершавая. Нарочитый рельеф как при многократном увеличении (фактура краски как под лупой, нереально крупная), чтоб все немного помучились, размышляя, как это сделано.
- Фрагмент живописи, увеличенный в десятки раз, может быть интересен не менее самого сюжета. Наверно, это в противовес зализанности и аккуратности как таковой.
Внутренняя самоцензура
Когда работа готова, провожу маленький тест: фото картины сильно уменьшаю, прищуриваюсь или размываю в «шопе», и если получилось куча-мала, а не цельная картинка, то это плохо. Еще можно зеркально отразить по горизонтали/вертикали, перевернуть и посмотреть — все должно быть ok.
Если есть детали, которые можно убрать, их надо убирать. Стараюсь, чтобы картины была как знак: минимум информации и деталей, максимум схемы и простоты восприятия. Делать просто, для меня, гораздо сложнее, чем делать сложно.
Задача выполнена, если зритель остановился и пролепетал: «Это что за х**ня?!».
- Значим сам факт того, что он задумался. Значит, его зацепило, даже если он думает что это очень и очень плохо, всё равно это хорошо. Абсурд как способ мышление — это прогресс.
Критика
Сначала надо сделать что-нибудь ненужное, чтоб узнать, что оно не нужное, а как узнать заранее? Картины становятся искусством через много лет, а сейчас это холст испачканный краской, я и пачкаю. Искусствоведы сами по себе, я сам по себе.
Смотрю по сторонам
Кандинский и Клее, Раушенберг и Жегин, Матющин и Малевич. Учиться надо на классических примерах, далее можно экспериментировать.
Зачем я это делаю
Одни портреты или марины пишут, другие натюрморты, третьи — ужасы всякие. Я вот дизайнЁр и делаю наверно больше не картинку, а спиритически формирую пространство. Хочу, чтобы не было смысловой нагрузки, а присутствовала только эмоциональная составляющая. И это примерно как композиционно-структурно-цветовая конструкция.
О себе
Наверно, я дизайнер чуть больше, чем художник, а элементарная геометрия, золотое сечение, ряд Фибоначчи, принцип модулора и т.д. мне близки, так же как цветоведение, психология цвета, и пр. Мне интересны цвет, композиция, соотношения. Вся работа направлена на то, чтоб показать, какие они красивые. Я знаю что делаю, поэтому и не бросаю это дело.
Совет тем, кому он нужен
Пишите больше, и не в рамках учебных заданий. Каждую работу доводите до конца.
И самое главное — должно получаться то, что задумали, а не то, что получилось, даже если получилось «вроде неплохо», последнее, самый плохой показатель.
Интервью с самим собой: Игорь ЛОПАТИН
ART&ШОК Magazine W | 1
Комментарии
Подписаться