Ретроспектива сигаретной пачки
Прародители современных сигарет были известны как минимум пол-тысячелетия назад: еще до открытия Северной Америки Колумб встретил на одном из островов в бассейне Карибского моря индейца, курящего завернутый в кукурузный лист табак. Но массовое распространение сигареты получили лишь в конце 19-го века, когда была изобретена машинка для их изготовления. Первая сигаретная фабрика была построена в Лондоне, самыми же старыми из тех брендов, что широко распространены и поныне, являются Marlboro и Camel – оба «американцы». Первыми известными брендами на российском рынке (еще до революции) стали папиросы «Ява» и «Герцеговина Флор», выпускаемые в Москве и быстро обретшие популярность – в частности, в их рекламной кампании принимал участие Маяковский. Нынешний облик сигареты приняли лишь в середине прошлого века, когда британская марка Kent принялась выпускать их с фильтром.
Но нас больше интересует история сигаретных пачек. В прошлом остались разве что пачки, больше похожие на спичечные коробки, однако, и сейчас в Европе можно купить культовые левацкие сигареты Gitanes в оригинальной упаковке, а на территории бывшего СССР подобного ретроградства придерживаются папиросы «Прима» и «Беломорканал». В основном же материалы, из которых они изготавливались изначально, популярны и сейчас: это, в первую очередь, картон и бумага, а также разные породы дерева и жесть.
Ретро-пачки американских сигарет Kool из металла и картона
Поэтому особое внимание стоит уделить не тому, из чего были сделаны пачки – они, грубо говоря, совершенствовались лишь технически, – а тому, что было на них изображено. В конце девятнадцатого-первой половине двадцатого века ввиду скудных возможностей печатной промышленности в оформлении пачек доминировала типографика.
Более поздние примеры аскетично оформленных пачек, где главный элемент дизайна – это шрифт
Одновременно с этим существовала традиция размещать на лицевой стороне пачек гербы и прочую геральдическую атрибутику. Эта традиция жива и поныне.
Кроме гербов на упаковках сигарет могли встречаться всевозможные символы, отсылающие к различным историческим эпохам.
Другая, еще более современная тенденция – дизайн сигарет со разнообразными графическим решениями, «привет» уже где-то из семидесятых годов.
Рекламный плакат сигарет Newport, и поныне выглядящих достаточно современно (1970)
Отдельно стоит упомянуть дизайн упаковок, посвященной самым разным темам – от автомобильной до кошачьей.
Безусловно, самым узнаваемым и заматерелым персонажем с сигаретной пачки является верблюд Camel, которому через два года исполнится сто лет
Тема домашних животных тоже нашла отражение в сигаретном дизайне, в том числе в культовых уже отечественных сигаретах «Друг»
Логотип «Магны», памятной всем, кто старше двадцати пяти, похож на автомобильный, а Gauloises Blue Way напрямую обращается к авто-тематике
Сигареты для моряков
…авиаторов
…коммунистов (обратите внимание на то, как перекликается дизайн советского «Казбека» и французского Gitanes)
…и для любителей природы
По сравнению со старым, «советским» дизайном сигарет «Краснодар» (всего его разновидностей было 8 штук), новый не выдерживает никакой критики.
Эффектных и красочных сигаретных упаковок хватает и сегодня. Но самым правильным и актуальным, по нашему мнению, является вот этот концепт:
Автор львиной доли картинок Natasha Nat
Комментарии
Подписаться