ШУГАСТИК – что это за зверь и откуда он взялся
Как гласит легенда, изобретатель сахарного пакетика (в его современном и наиболее распространенном «продолговатом» виде) покончил жизнь самоубийством. Его довело то, как люди неверно обращаются с его изобретением: не ломают пакетик пополам, что удобнее и быстрее (и по мнению изобретателя, реально проделывать одной рукой), а надрывают с одного конца и невыносимо долго высыпают сахар в чашку, в результате чего на столе образуются – вы не поверите – целых два кусочка бумаги вместо одного. Мы уверены, что это не более, чем дурацкая легенда, распространившаяся благодаря сарафанному радио и его сетевому аналогу, ведь истории неизвестно даже имя этого несчастного гения. Зато ей известно вот что.
Первыми порционный сахар в бумажной упаковке запантетовали парижане Луи де Комбур и Франсуа де ля Туррас – случилось это в 1908 году. Свои складные коробочки из бумаги изобретатели неоднократно совершенствовали и даже получили за них медали на нескольких выставках.
Уже год спустя, в 1909, житель Ниццы разработал первые пакетики прямоугольной формы; преподносилась эта новация не как более удобная, а как защищенная от насекомых и микробов. В Германии первые сахарные пакетики появились в 1930 году и имели форму пирамидки.
Современная история упаковки порционного сахара началась где-то во времена Второй мировой. Сын русских эмигрантов, нью-йоркский предприниматель Бенджамин Эйзенштадт из-за экономических трудностей переделал компанию, владеющую сетью кофеен, в чаеразвесочную фабрику, которая так и не смогла занять достойную позицию на уже освоенном рынке. Тогда Бену и пришла в голову простая и изящная мысль на том же самом оборудовании фасовать в пакетики не чай, а сахар. Не догадавшись запатентовать ноу-хау, Эйзенштадт фактически подарил крупным компаниям идею, и те стали паковать маленькими порциями что ни попадя – соль, кетчуп, соевый соус и даже муку. Ну и, разумеется, сахар.
Своего второго шанса Бенджамин не упустил. Вместе с сыном Марвином (изучавшим химию в университете Вермонта) он разработал и запатентовал низкокалорийный гранулированный сахар, придумав для него привлекательный бренд Sweet’n Low. Любопытно, что тот стал миллионным по счету в американском реестре торговых марок. Розовый прямоугольный пакетик с простым нотным рисунком выглядел вот так:
Произошло это уже в 1957 году – на пороге были шестидесятые, провозгласившие идеалом стройность и утвердившие новые стандарты красоты, а также возведшие поп-культуру и музыку в частности чуть ли не в разряд религии. Поэтому семейное предприятие Эйзенштадтов – «музыкальные» пакетики с низкокалорийным сахаром – имело молниеносный успех: вскоре доходы компании исчислялись сотнями миллионов долларов. Sweet’n Low, к слову, жив и поныне; с 2001 года символом бренда стала всеми любимая Розовая пантера.
Но кто же все-таки изобрел наиболее популярный вид сахарного пакетика, так называемый sugar stick? Доподлинно это неизвестно, однако, судя по всему, корни этой традиции происходят из тех же пятидесятых. В 1952 году в Миссури стали выпускать растворимый фруктовый напиток (прародитель популярных у нас в девяностые Yupi, Zuko и Invite), упакованный в длинные бумажные пакетики, удивительно похожие на современные стики. Назывался он Pixy Stix – при этом новый бренд придумали именно из-за формата упаковки: рецептура самого «порошкового сока», выпускавшегося с конца тридцатых, не претерпела никаких изменений.
Сегодня обзавестись «именными», брендированными пакетиками – теми самыми, которые следует «ломать» пополам – сочли нужным многие более или менее крупные сети кафе, ресторанов, а также отели, авиа-, железнодорожные и водные перевозчики. Что не могло не породить «собирательский» интерес. Коллекционирование сахарных стиков теперь довольно популярное занятие – в интернете легко найти посвященные этому явлению форумы, где пользователи хвастаются коллекциями и устраивают обмен, а на сайтах-аукционах часто выставляются наборы на продажу.
Огромная фото-подборка шугастиков всех мастей
Комментарии
Подписаться