Попробуем отследить некоторые тенденции развития персональных электронных устройств на примере мобильных телефонов.
Если понаблюдать за топовыми смартфонами всех ведущих вендоров, то сразу в голову приходит мысль, что многие аппараты напоминают друг друга по внешнему виду, а по функционалу вообще мало чем отличаются. Во всем «виноват» iPhone корпорации Apple, задавшей определенный стандарт управления – мультитач, к которому стали быстро подтягиваться другие производители. В результате видим людей, водящих пальцами по экранам телефонов, планшетов и компьютеров. О преимуществах простого и интуитивного управления мультитач сказано видимо немало, и на этом мы здесь не будем останавливаться. Лучше представим дальнейшее развитие мобильных телефонов в самом ближайшем будущем.
Управление выходит на другой уровень. Но уже сейчас смущает отсутствие (или почти отсутствие) тактильных ощущений или ощущений прикосновения. Понятно, что вкус и обоняние в интерфейсе в настоящий момент не участвуют. В этом взаимодействии максимально участвует зрение, гораздо меньше слух. И очень резко из взаимодействия человек-устройство выключается осязание. Действительно:
- управление смартфонами, планшетами и др. сенсорными устройствами пальцами по совершенно гладкой поверхности;
- управление жестами;
- управление голосом как в телефонах, компьютерах, так и в «умных» домах;
- общая автоматизация и компьютеризация процессов;
- ввод текстовой информации голосом.
Сейчас возможностей «потренировать» пальцы для человека, не занимающегося физическим трудом, пока еще предостаточно. Это и стационарные кнопочные телефоны, пульты дистанционного управления, панели СВЧ-печей и стиральных машин, всевозможные выключатели освещения и вентиляции, традиционные клавиатуры компьютеров и пр. А теперь вспомним, что согласно одной из теорий именно тогда, когда первобытный человек схватил палку или камень, он и стал отличаться от обезьяны. В тоже время хват непосредственно связан с осязанием. Так, например, широко известна проблема захвата предметов космонавтами в открытом космосе, когда из-за многослойного скафандра нет обратной связи от нервных окончаний на пальцах рук. Еще более серьезная проблема подстерегает нас по мнению детских психологов, которые утверждают, что развитие ребенка – на кончиках его пальцев. Потому как на кончиках пальцев детей вскоре может не оказаться даже джойстиков или сенсорных экранов. Очевидно, что детское развитие пойдет другим путем. Это хорошо или плохо? Как ответил на этот вопрос персонаж одного британского фильма: «Кажется это судьба». Интересно, разовьется ли у человека будущего «бытовой кретинизм», когда он не сможет удержать обычную шариковую ручку?
А если серьезно, то рискнем предположить, что в недалеком будущем будут востребованы персональные устройства, несущие в себе яркие тактильные ощущения, необычные зрительные ощущения, связанные не только с экраном, и звуки, произведенные не только динамиками. То есть устройства, представляющие собой гибрид электронного и механического гаджетов или электронные устройства с необычными механическими элементами. Причем потребитель будет тянуться к таким устройствам как сознательно, так и на бессознательном уровне. С одной стороны, этих ощущений будет не хватать в жизни, с другой стороны появятся характерные «фишки» брендов (стоит вспомнить, к примеру, зажигалку Zippo с ее фирменным звуком открывающейся крышки).
Необходимо отметить, что инженеры и дизайнеры и раньше конструировали подобные гибридные гаджеты. Можем привести несколько примеров.
«Раскладушка» Sony Ericsson Z600 (обратите внимание на щелчок при открывании/закрывании крышки).
http://www.youtube.com/watch?v=pfZwGjUFVKg
Здесь стоит также отметить телефоны с необычными форм-факторами, каждый из нас сможет припомнить пару-тройку экземпляров.
Телефон SAMSUNG N400 с дизайном от Pininfarina (антенна выдвигается с еле различимым шорохом).
http://www.youtube.com/watch?v=Q9YndIvoF94
Целый ряд телефонов, например, телефон SAMSUNG D900, задняя крышка которого покрыта материалом, приятным на ощупь и называемым софттач.
Действительно, те детали, которыми эти устройства отличаются от общей массы, всегда вызывают эмоции, причем у большинства положительные.
На наш взгляд, в устройствах из будущего будут использованы следующие детали.
1. Сенсорные экраны.
Сенсорные экраны изменят форму, причем не только в плоскости. Будут выпускаться экраны непрямоугольной формы, с изломами, с неровной поверхностью.
Первоначально в связи с трудностями изменения технологии производства экранов можно воспользоваться прозрачными чехлами или пленками из силиконосодержащих материалов. Допустим, чехол на месте экрана имеет утолщения, бортики, прорези, полупрозрачные цветные шаблоны и пр. Что-то вроде «маски» для экрана. Такие маски, кстати, можно использовать для конкретных прикладных задач: игр, расчетов, моделирования и др. Представьте, при загрузке какой-либо игры предлагается приобрести маску для экрана, или при устройстве на работу сотрудникам выдают маски для экранов для использования корпоративного пакета программ.
В дальнейшем появятся экраны со сложными поверхностями. Например, сенсорный экран с волнистой поверхностью, с углублениями или с выступающими кнопками.
На следующем этапе будут ожидаемы экраны изменяемой геометрии поверхности. Как представляется в настоящий момент, наиболее простой способ осуществления этой идеи – использование изменяющегося давления рабочей жидкости изнутри устройства на гибкое покрытие экрана.
2. Покрытия корпуса, формирующие необычные тактильные ощущения.
Прежде всего появляются покрытия, совершенно разные на ощупь. К уже известным покрытиям софттач добавятся покрытия, имитирующие по ощущениям прикосновение к бархату, вельвету, меху, коже дельфина, коже питона, матированному металлу, мелкой наждачной бумаге и др.
3. Дополнительные элементы корпуса.
- Элементы защиты – различные ножки, бортики, подставки, уголки, причем как стационарные, так и подвижные.
- Элементы удобства – различные боковины, рельефы, анатомические формы. Например, боковина с формой для пальцев. Для хвата другой рукой можно установить эластичную боковину в другое положение, перевернув ее относительно вертикальной оси. Таким образом, если предусмотреть одинаковый комплект кнопок на обеих сторонах телефона, можно политкорректно решить проблему использования аппарата правшами и левшами.
4. Динамические элементы корпуса.
Или движущиеся части, полезные и не очень.
- Защитная крышка объектива фотокамеры, которая также может нести функцию включения камеры.
- Выдвижные, перемещаемые антенны. Все помнят скандал с антенной iPhone 4, которая реализована в боковой рамке корпуса. Нам кажется, что рамка может быть частично выдвинута. Если при этом удастся улучшить прием и вынести излучение подальше от головного мозга, то можно считать, что цель достигнута.
- Элементы, служащие подставкой/поддержкой для размещения на плоской горизонтальной поверхности. В данном примере используем ту же рамку-антенну.
- Приспособления для очищения глянцевых поверхностей, прежде всего сенсорных экранов. Здесь мы попробуем посоревноваться в чувстве юмора с создателями SAMSUNG N400 от Pininfarina. Например, полоска из специальной ткани с механическим и/или ручным приводом. Также можно объединить полоску с блоком кнопок. В этом примере предлагаем систему из двух закольцованных тросиков внутри корпуса аппарата. Ручной привод осуществляется с помощью стилуса.
В заключение хочется еще раз отметить основную мысль этого поста: будущие гаджеты должны приносить приятные тактильные ощущения и иметь на своем борту эмоциональные механические «фишки».
Продолжение следует.
Полная версия статьи здесь:
Комментарии
Подписаться