«Все смолкли, слушают баяна»…
Боян или баян – певец, имя которого несколько раз упоминается в «Слове о полку Игореве». Самое слово «боян» или «баян» (две эти формы исстари употребляются безразлично; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) – хорошо известно у всех славян: у русских, болгар, сербов, поляков, чехов. Происходит от старославянского «бати», означавшего, с одной стороны: «ворожить», «заговаривать», с другой – «баснословить». Отсюда старославянские слова: «баальник», «баальница», «волхв», «ворожея»; «баание», «бание» – ворожба, «басня»; «баник», «бан» – баятель, “incantator”. Отсюда и позднейшие русские формы: «баян», «боян», «балян» – краснобай, байщик, знающий сказки, басни; белорусская «баюн» – охотник болтать, сказочник. Вместе с значением нарицательным у всех славян слово «баян», «боян» встречается и как имя собственное, как название реки, местности или лица. Так, например, у болгарского царя Симеона один из сыновей назывался Боян; в Болгарии есть местность Бояново.
В Новгороде издавна была известна улица Бояня; в Калужской губернии до сих пор существует деревня Бояновка. Автор «Задонщины», грамотей начала XV века, вспоминает «вещего Бояна в городе в Киеве, гораздо гудца», который «пояше славу русским князем»… На основании фактических упоминаний о Бояне в «Слове о полку Игореве» имя это первыми издателями этого памятника было внесено и в русскую науку как имя исторического лица, «славнейшего в древности стихотворца русского». Одновременно с этим в «Пантеон российских авторов» оно вносится Карамзиным . «Мы не знаем, – замечает он, – когда жил Боян, и что было содержанием его сладких гимнов». Из некоторых мест «Слова» Карамзин заключает, что Боян жил при князе полоцком Всеславе I («Пантеон российских авторов», 1801). Позднее в «Истории Государства Российского» излагая «Слово о полку Игореве», его источниками, образцами для автора Карамзин считает «богатырские сказки», песни бояновы и других многих стихотворцев, которые исчезли в пространстве семи-восьми веков".
Митрополит Евгений энергично восстает против всяких сомнений в исторической подлинности Бояна и вносит имя его как древнерусского певца в свой «Словарь светских русских писателей» (1845). Сомнение в существовании Бояна как исторического лица было выражено Пушкиным. В «Руслане и Людмиле» он употребил слово «баян» в смысле нарицательном, вообще «певца»:
текст http://www.rulex.ru
Комментарии
Подписаться