Дизайнерская стажировка в Вене: ожидаемые неожиданности
В мае все желающие смогли принять участие в дизайнерской стажировке в Вене (Австрия). Группа состояла большей частью из дизайнеров-практиков (выпускников Школы и других учебных заведений), а целью стажировки было изучение «венского стиля» в архитектуре и оформлении исторических и современных интерьеров. Хотя многие участники стажировки уже неоднократно бывали в Вене в качестве туристов, в этот раз удивительный город каждому открылся по-новому.
Рассказывает преподаватель Международной Школы Дизайна Ольга Розет:
«Общие впечатления от Вены двойственные — Вена ожидаема, но эти ожидания не разочаровывают! Настоящее открытие стажировки — Фриденсрайх Хундертвассер. Удивительно, как в Вене сочетается история, культура и современность: 52 квартиры в знаменитом жилом доме, с 2010 года носящего официальное название «Дом Хундертвассера-Кравины» — муниципальные, их раздают современникам городские власти. Вместе с тем архитектурное наследие бережно охраняется и реставрируется.
Архитектура современного отеля «Софитель» (архитектор Жан Нувель) впечатлила тем, как гармонично он вписывается в городскую среду. Вообще, поражает, насколько виртуозно венские архитекторы умеют работать с малыми пространствами и организовывать городскую среду по принципу «все для людей»: магазины и музеи постройки 70-х гг. (архитектор — Ханс Холляйн) до сих пор остаются в неизменном виде. Благодаря искусствоведу-магистру Венского университета Оксане Биербаумер, и ее ассистенту Софии, которые опекали группу, нам удалось вдохновиться одним из самых значительных мировых собраний графики и интерьерами высокого класса в Альбертине, куда было очень непросто попасть из-за постоянных телесъемок.
Из музейных экспозиций главное в Вене в эти дни — музейные выставки, экспозиции на улицах, в кафе и общественных зданиях, посвященные творчеству Густава Климта (весь мир в эти дни отмечал 150-летний юбилей со дня его рождения). Конечно, все участники нашей группы уже были хорошо знакомы с гениальным творчеством Климта, но просмотр оригиналов весьма освежает взгляд, а посещение знаменитой Венской оперы («Саломея» Р. Штрауса в сценографии Климта) позволило по-новому взглянуть на эстетику и эротизм творчества великого австрийского модерниста. Среди настоящих открытий стажировки — посещение музея декоративно-прикладного искусства МАК, где представлена знаменитая «франкфуртская кухня» Маргарете Шютте-Лихоцки, первой австрийской женщины-архитектора. Впервые в 1926 году на площади 6,5 кв. м. ею было спроектировано удобное эргономичное пространство для приготовления пищи, состоящее из модульных секций (где не пустовало ни одного квадратного сантиметра).
Впервые было предложено встроить технику в лишенную ножек кухонную мебель, которая была поставлена на бетонное основание (то есть встроена в интерьер), установить над плитой вытяжку; были использованы навесные шкафы со скользящими дверцами, выдвижные ящики и контейнеры для хранения посуды и продуктов, установлено удобное освещение рабочей поверхности. Впервые были установлены раздвижные двери из кухонной зоны в столовую, чтобы мать имела возможность наблюдать за детьми из кухонной зоны. Проект по максимуму сохранял время и энергию хозяйки, и линейные габариты кухни почти без изменений перешли в современность: Шютте-Лихоцки привязала размеры к размаху рук и ширине женского шага. Эта новаторская на тот момент кухня стала прототипом современных функциональных кухонь.
Целый зал музея посвящен венской мебели дизайна братьев Тонет — а ведь их знаменитый венский стул (стул №14), которому уже без малого 153 года, — один из первых дизайнерских предметов мебели, с которыми наши студенты знакомятся в процессе обучения. Ну и одно из впечатлений, создающих завершающий образ дизайнерской Вены — посещение дома современной венской художницы Нины Зур, где участники группы обменялись мнениями и впечатлениями о венском стиле и увиденных интерьерах, а также обсудили творческое задание, которое еще предстоит выполнить».
Комментарии
Подписаться