Views Comments Previous Next Search

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода

016446
НаписалМеждународная Школа Дизайна (Мск) 4 сентября 2012
016446

Несколько дней назад в Международной школе дизайна проходил мастер-класс, посвященный современным коллажам. Преподаватель St Martin’s College, креативный директор WK School, Елена Лазарева знакомила всех желающих с различными видами коллажа, его техниками и секретами создания. Для тех кто не смог посетить мастер-класс предназначается этот небольшой обзор.

Коллаж как действие, предполагающее наложение друг на друга предметов и кусочков бумаги и склеивание их вместе на твердой основе, уходит своими корнями в древность. Но коллаж в современном его понимании, как предмет высокого искусства, возник в  20 веке в ходе экспериментов Жоржа Брака и Пабло Пикассо, и с тех пор не терял своей актуальности, оставаясь символом авангардного искусства.

Говорить о коллаже можно бесконечно. Подходы к его созданию и техники очень многообразны. Черты современного коллажа - эфемерны. Считается, что коллаж стал родоначальником многих феноменов современной культуры  - от компьютерной графики до клипового мышления. И в то же время коллаж является следствием ценностного мышления: художник- коллажист умеет видеть ценность в том, что не имеет ценности больше ни для кого.

Каков же современный коллаж и как подходят к его созданию современные художники-коллажисты?

Анри Матисс описал коллаж как “рисование с помощью ножниц”. На заре коллажа художники использовали в основном кусочки бумаги и вырезки из газет  - например, в работе “Бокал и бутылка Сюзе” (1912) Пикассо использовал найденные и нарезанные кусочки цветной бумаги, книжные страницы, фрагмент обоев. Сегодня художник-коллажист коллекционирует не только эмоции, впечатления и занятные образцы бумаги, но и предметы, которые кажутся ему интересными. И эта особенность делает многие коллажи столь уникальными и неожиданными. Конечно, многие прибегают сегодня к компьютерным программам для создания изображений, но большинство коллажистов и в наш цифровой век предпочитают использовать для коллажа найденные или заготовленные материалы, такие как бумага всех видов, акриловые и акварельные краски,  фотографии, вырезки из журналов, любые некрупные предметы или их фрагменты - словом, все, что можно приклеить к жесткой основе. Мало того, иногда коллажисты используют в своих работах и откровенный мусор, красота и ценность которого как по волшебству проявляется в произведении искусства.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 1.

Существует множество подходов к созданию коллажа с точки зрения композиции и материалов.

Дадаисты в начале 20 века совершенно не заботились о дизайне своих коллажей - художник забирался на стремянку и бросал вниз листочки цветной бумаги, которые приклеивались к основе именно в том положении, в котором приземлились. Но, как можно представить, это не самый интересный способ работы над коллажем. Конечно, почти все художники уделают много внимания принципам дизайна - линии, форме, текстуре, цвету и прочим, не говоря и о принципах дизайна - созданию единства, вариативности, баланса, ритма и так далее. Например, Мэри Браукман в своем коллаже “Формы в пространстве” сделала главной именно форму, Норма Л. Джонс - текстуру (“Горные гобелены”), а Джонатан Тальбо создал удивительное чувство единства в своей работе “Паломничество”, хоть и использовал в ней очень разные предметы.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 2.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 3.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 4.

Теперь о материалах. Как уже было сказано, использовать в коллаже можно все, что угодно, и практически как угодно. Все зависит от выбранного направления искусства и степени раскрепощенности художника.

Очень популярна гималайская бумага “ваши” - она создает потрясающую текстуру и красиво оттеняет цвета - в коллаже “Без названия” Джеральда Броммера была использована как раз такая бумага и акварельная краска.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 5.

Некоторые художники добавляют элементы коллажа в свои фигуративные работы - опять же, для создания нужной текстуры с помощью бумаги: Джеральд Броммер использует “ваши” для создания тоненьких струек воды на камнях в своей работе “Осенний ручей”.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 6.

Крашеная бумага, заготовленная заранее, может также создать потрясающий коллаж. Тому примером является работа Сумие Окоши “Пленум № 79”. В этом случае художница приклеила овалы, вырезанные из крашеной тутовой бумаги, на заготовленный холст. Некоторые художники применяют изощренные техники изготовления бумаги нужного цвета и текстуры для своих работ. Например, Пэм Брукс Зонер “ткет” свои коллажи из бумаги, которую предварительно окрашивает и выцвечивает на солнце, сочетая с другим видом бумаги. Получается очень интересная текстура неповторимого цвета - как видно в ее коллаже “Сознание”, создан на грани дизайна текстиля.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 7.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 8.

Яркий пример использования найденных материалов, причем таких, которые вряд ли покажутся кому-то интересными, можно увидеть в работеах Эннис Аллен - она использует куски картонных коробок, ненужные рекламные брошюры, элементы упаковки. В своем коллаже “Каньонная дорога” Аллен использовала гофрированный картон, брошюры и акриловую краску. Таким образом эти незатейливые материалы обрели вторую жизнь и новый смысл, чем Аллен очень гордится. Эльза Тернер создала свой коллаж практически целиком из наждачной бумаги (“Поэма Земли”).

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 9.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 10.

Коллажисты, как известно, очень любят использовать в своих работах фотографии. Некоторые художники только их и используют, создавая фотоколлажи (Патрисия Тавеннер “Мама и яблочный пирог”), в то время как другие применяют вырезки из журналов для “рисования” и “раскрашивания”; в этих случаях художников интересуют только цвет и форма вырезки: создает коллажи из кусочков журнальной бумаги (“В пламени”).

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 11.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 12.

Интересно отметить и использование художниками различного вида тканей и волокна в коллаже. Ану Туоминен создала коллаж “Одеяло” из ношеных носков и варежек, кстати, всегда в своих работах используя только материалы “на выброс”. В работе Фрэн Ларсен “Древняя загадка” можно увидеть льняные нити в сочетании с бумагой, акварелью и плексиглассом.  

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 13.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 14.

Что касается жанров коллажа, то их очень много. Конечно же, любой коллаж может быть как абстрактным, так и фигуративным. Он может быть как двухмерным, так трехмерным, - Гюнтер Рисс, создавая коллаж “Городской ландшафт”, внес в свою работу третье измерение, чем вовлек зрителя в пространство воссозданного на бумаге города. Интересно, что некоторые коллажи имеют своим назначением создание затейливой тени, как, например, коллаж Джима Брэя “Большая вечеринка в Оксфорде” или “Без названия” Дональда Альстрома.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 15.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 16.

Современный коллаж: ценность, неожиданность и свобода. Изображение № 17.

Итак, очевидно, что современный коллаж бесконечно многогранен и неисчерпаем как вид искусства. Причем коллаж настолько универсален и прост в исполнении, что, как известно, даже маленькие дети любят это занятие, - что и говорить о известных художниках.

Наверняка в чьей-то мастерской живут совершенно авангардные работы, о которых еще не знает мир. Каждый из нас может создать уникальные произведения, - достаточно только привлечь свое воображение и обратить взор на предметы вокруг себя.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются