На днях со стажировки из Хельсинки вернулась группа студентов Международной школы дизайна и просто желающих изучить финские достижения в области средового дизайна. Всего за два выходных дня вместе с куратором программы - доктором архитектуры, профессором Валерием Анатольевичем Нефедовым участники стажировки познакомились с примерами высокого стиля, современными арт-объектами и нестандартными дизайнерскими решениями, провели анализ новых подходов к организации городской среды. Впечатлениями о стажировке поделилась студентка Международной школы дизайна Нина Ганова.
Одни мои знакомые как-то съездив в тур по скандинавским странам сказали, что Хельсинки — это большая деревня и смотреть там нечего. В понимании русского человека смотреть в туристических поездках можно только на памятники истории, какую-нибудь древность или объекты явно развлекательного характера. Что же Хельсинки? Неужели там нечего посмотреть?
Начну с того, что в 2012 году Хельсинки названа столицей мирового дизайна (World Design Capital), в связи с чем в ряде городов страны проходят мероприятия около дизайнерского толка.
Что же за признание такое? Проект World Design Capital (Столица Мирового Дизайна) был учрежден Международным советом по дизайну (International Council of Societies of Industrial Design — ICSID) с целью продвижения дизайна в массы, так сказать. Цель этой затеи — увеличить социальную значимость дизайна, привлечь внимание мировых лидеров к понятию дизайна как главнейшего инструмента развития общества. Тут оценивается не сколько красота и эстетичность (хотя и это тоже), но практическая, утилитарная, прогрессивная составляющая дизайна окружающей среды, инфраструктуры города.
Вот финны в этом преуспели!!! А ведь всего 3 часа на поезде от Санкт-Петербурга, а попадаешь в совершенно другой мир! Следует еще отметить, что на фоне тотальной интеграции и укрупнения всего и вся в России, финское стремление к децентрализации выглядит как минимум необычно. Но при более детальном рассмотрении ты начинаешь понимать оправданность выбранного курса.
Хельсинки как столица страны в частности и город вообще выглядит несколько нестандартно. Мы привыкли воспринимать город как некий очень тесный конгломерат с центростремительной силой притяжения. Философия же финская абсолютно обратная. Рассредоточение, гармоничное вливание в природу, расползание районов на комфортное расстояние друг от друга, организация локальной самодостаточности, стремление к здоровому образу жизни в полной гармонии с окружающей природной средой. И как раз для решения этих задач и призван дизайн — инфраструктурный дизайн, дизайн городской среды, инфодизайн. Гумманистический дизайн, в центре внимания которого находится человек и его комфорт. Экологичный дизайн, позволяющий достичь всех поставленных целей не побеспокоив природу. Прогрессивный дизайн, использующий и подстегивающий развитие технологий производства и строительства.
Нам и не снился еще такой высокий уровень архитектурной мысли, такой профессиональный навык строительства, такой продуманный подход. Зачастую, осматривая какой-либо объект, русскому человеку трудно понять, а зачем то или иное приспособление или обнаруживаешь реализацию таких вещей, о которых ты просто не задумался бы на месте архитектора, проектировщика, потому что это другой уровень мышления. И надо заметить, что Финляндия — страна с северным суровым климатом. Я как житель не менее северного климата была просто шокирована такими смелыми и доказательными опровержениями определенных строительных табу — стекло нельзя, большие окна — нельзя, солнечные батареи — это для стран южных исключительно. Финны смело используют все эти элементы в своем строительстве да еще как используют! А что они делают с привычной нашему глазу симметрией, ритмом и упорядоченностью элементов! Они безапелляционно доказывают, что гармонии можно достигнуть и абсолютной асимметрией и некой хаотичностью. Посмотрите только на окна зданий!
Дерево, стекло, бетон, кирпич и метал прекрасно сочетаются, причем дерево может быть разных пород — и все в одном интерьере. А что они творят с деревом, доказывая, что это очень гибкий и вариативный материал. Более того, впечатляет профессиональный уровень обработки дерева и многообразие деревосодержащих материалов. Опять же мои родные регионы — Республика Коми и Вологодская область отнюдь не лишены древесных ресурсов, но лично моя осведомленность в технологиях их обработки не ушла дальше оцилиндрованного бревна и клееного бруса (я не исключаю наличия других технологий, но распространенность их настолько незначительна, что заставляет пренебречь их упоминанием).
Это часовня тишины Камппи. Она полностью сооружена из дерева.
Та же часовня внутри.
Итак, побольше конкретики. Вот обычный жилой дом. Обязательно есть закрытый двор с обустроенным пространством для отдыха и развлечения детей (без этого сдать дом в эксплуатацию просто невозможно).
Стоянка для автомобилей исключительно подземная — во дворе никаких машин. Место парковки велосипедов — без этого вообще никак, так как вся Финляндия от мала до велика колесит по прекрасно оборудованным дорожкам, что значительно снижает транспортную загруженность городов. Вообще, транспортная структура настолько продумана и разветвлена, что необходимость загрязнять воздух собственным автомобильным средством отпадает (в регионе около 600 маршрутов, причем главный автовокзал находится прямо в центре города рядом с вокзалом и расположен под землей с посадкой в автобусы прямо из холла большого торгового центра).
Места для велосипедов.
Это автовокзал с посадкой в автобус прямо из холла торгового центра.
Далее вход в подъезд — номер подъезда с обязательной подсветкой, пандус для лиц с ограниченными возможностями (максимум с 10%-м уклоном), качественная дренажная система, козырек над входом, антивандальные светильники и даже пепельница у входа в подъезд.
Если места парковки находятся не под землей, а на улице, то каждое место оснащено специальным ящичком с подведенным электричеством для возможности завести машину в особо холодные дни!
Очень активно финны используют растительность для планировочных, ограничительных, разделительных решений. Многообразно покрытие. Помимо привычных нам брусчатки и асфальта активно используются различные отсыпные покрытия, плиты с проросшей травой, сетки, газоны, металлические решетки и многое другое, названия чего мое развивающееся познание еще не вмещает.
Кстати, что очень поразило, для ландшафтного дизайна в основном используется местная растительность, которая не менее красива, чем экзотическая, но более выносливая, менее затратна в обслуживании и носит еще познавательно-учебный характер. В местах прогулок, парково-аллейных зонах довольно часто установлены таблички с названием того или иного растения.
Если коснемся предметного дизайна, то и тут фины впереди планеты всей. Такого многообразия моделей велосипедов и детских колясок наш российский потребитель и представить себе не может. Особенно поразили коляски для двух деток одновременно.
Были и безусловно интересные интерьеры. Очень стильные, лаконичные и современные.
И вот тут начались философские размышления на тему влияния такого окружения на будущее конкретно этой страны и мира в целом! Какое же интеллектуально развитое поколение деток вырастет в таком располагающем окружении, если даже детские сады и школы олицетворяют собой высококачественные архитектурные объекты, достойные пополнить фототеку любого туриста! Сразу видно, что государство заботится о своем будущем и дети — наиболее приоритетное направление вложения сил и средств.
Это школа в Saunalahti (район Хельсинки)
Это класс труда для мальчиков.
Это классы шитья и домоводства для девочек.
А вот, что творят детки в художественном классе! По мне так уже готовый дизайнерский объект!
А вот это детский сад!
В глубоких и несколько печальных мыслях погружались мы в поезд, следующий в направлении обратном. Радовало только одно, что лично наш кругозор расширился и раздвинулись рамки нашего дизайнерского мышления, ведь в дизайне дело не только в красоте, но и удобстве, практичности, а финны в этом плане достигли непревзойденного совершенства!
Комментарии
Подписаться