Европейская и американская рисованная реклама 50–60-х годов – явление в самом деле примечательное, а кое-где просто завораживающее. По традиции, восходящей еще к 19 веку, вывески и объявления часто наносились прямо на дома: если учитывать послевоенные материальные трудности, ясно, что этот способ был дешевле печатных плакатов. Но кто мог знать, какую долгую жизнь обеспечит старинной рекламе масляная краска.
Вывески-фантомы, просвечивающие сквозь новые слои красок, не до конца уничтоженные – в сухом американском климате – дождями и ветром, – выглядят спустя полвека настоящими забытыми фресками. Тончайшая фактура ржавчины, отбитого кирпича и смеси выцветших оттенков синего, белого, зеленоватого делает их полноценными произведениями искусства, а кроме того, ставит вровень с течениями, на которые эти вывески когда-то влияли. Я имею в виду прежде всего поп-арт Раушенберга и Уорхола и, конечно, так называемый old school в граффити-культуре.
Это крайне странное явление, когда устаревший коммерческий стиль оказывается одним целым с контркультурой своего времени: что-то вроде энтропии в искусстве. Думаю, со временем (и мы сейчас уже видим часть этого процесса) то же самое произойдет с послевоенным советским плакатом и промышленным дизайном – и той частью нон-конформистской живописи, которая использовала его как источник вдохновения. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Комментарии
Подписаться