Views Comments Previous Next Search

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская

157626
НаписалOlga Ru6 марта 2009
157626

Петербургские дизайнеры Андрей Люблинский и Мария Заборовская, работающие под маркой Pprofessors, практически первыми в Петербурге начали делать дизайнерские игрушки и объекты. Еще они придумывают и воплощают в жизнь собственные художественные проекты, проводят мастер-классы, участвуют в выставках (в России и в Европе) и в целом приятно поражают творческой активностью. За годы совместной работы они создали такое количество  интересных проектов, что хватило бы на десяток-другой интервью.

Когда и где вы познакомились и как случилось, что стали работать вместе?

Маша — Познакомились на экзаменах, когда поступали на подкурсы в Мухинское училище в 1989 году. Мы оба были одержимы идеей собственной выставки и считали себя художниками. В общем, с первых нескольких слов зацепились языками и проболтали весь экзамен по рисунку. Нарисовали мало и кое-как, но как-то все-таки поступили на эти самые курсы. Работать стали вместе уже на первом или втором курсе института. В 1995 втроем с еще одним нашим однокурсником Боремиром Бахаревым создали свою группу «100 Проектов», которая просуществовала до 2002 года. Потом стали работать вдвоем. Так появились «Pprofessors». Это вкратце.

Вы работаете в стольких жанрах и сферах: графический дизайн, дизайнерские объекты и дизайнерские игрушки, интерьеры, концептуальное искусство и даже собственные мастер-классы делаете. Такая энергия для питерского дизайнерского сообщества, скажем, нехарактерна.  

Андрей — Сам удивляюсь! Если ничего не делаю — мне скучно, и времени очень жалко, я бы даже сказал — мучительно жалко. Кроме того, я совершенно ни с кем не общаюсь (кроме Заборовской, конечно), и стараюсь из дома выходить только в случае крайней необходимости.

Маша — Энергия, кроме того, берется из желания противостоять как-то болотистой нашей местной ситуации, как в искусстве, так и в дизайнерской сфере. Да и во многих других сферах… Мы стараемся работать, как если бы мы были в гуще событий культурной жизни, строить контекст своими руками. Нам самим просто очень важно и интересно, то, что мы делаем.

Продолжая тему вашей активности: в октябре на Винзаводе в галерее М&Ю Гельман прошла выставка Small, в которой вы принимали участие.

А. — Выставка была посвящена Игорю Гельману. Это его идея актуализации маленьких объектов искусства, которым сложно тягаться с большими произведениями (в коммерческом плане), но в тоже время через них, так же можно выразить большие идеи. Мы представили графику к проекту «Neuf Voitures Brulantes/Девять горящих автомобилей», было несколько неожиданно вдруг оказаться в компании Л. Рубинштейна, «Синих Носов», А. Бренера и других монстров отечественного contemporary art.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 1.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 2.

А можно подробней про то, как вы выбрали брэнды для этого проекта? Например, почему Heineken, а не Miller или Tuborg? Lakoste, а не Hugo Boss?

М. — Это интересный вопрос. Можно на эту тему рассуждать и рассуждать...Lakoste и Heineken может быть достаточно субъективны. Martini... очень известный старинный красивый логотип. Вы могли бы предложить свой ряд известнейших логотипов, основываясь на том, что 9 машин — 9 разных цветов (2 красных, 2 синих, 2 зеленых, желтый, черный и белый), 9 конфигураций фургонов? Исходя из этих условий, каким бы был Ваш ряд?

Над выбором и уточнением логотипов и цветов мы бились не один день. Первые 6 были безусловными: Coca-Cola, Pepsi, McDonalds, Nike, Barbie, IKEA — о них мы практически не спорили, а чуть менее известные — тут выбор гораздо больше, поэтому добавился критерий субъективности. В претендентах были еще Apple, Rolex, кто-то еще, но, в общем-то, выбор был в рамках точного соответствия лого — цвет — модель машины. Все было можно сказать вычислено.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 3.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 4.

А кто предложил Pepsi? Наверное вы, Андрей? Это ведь ваш авторский знак.

Не то, чтобы авторский, но совершенно очевидно, что PEPSI наоборот читается как 12939. Ну я и присвоил поскорей, чего уж там — «теория заговора» — это круто!

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 5.

Расскажите, какой была ваша первая дизайнерская игрушка? В каком году это было? Как вообще случилось заняться этим направлением? 

А. — Игрушками мы начали интересоваться достаточно давно, в середине 90-х, еще, когда учились в Мухе, и даже диплом защитили по теме «Игра — как метод дизайна». А в 2000-м году, для Центра Современного Искусства и Архитектуры «Fargfabriken» в Стокгольме, был придуман «Soft & Hard Project» — инсталляция, состоящая из большого количества объектов-«зверьков» одной конфигурации с графическими знаками и символами, нанесенными на «мордочки». Я тогда попытался создать среднестатистическую мягкую игрушку. Похоже, у меня получилось.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 6.

М. — Я примерно в это время придумала своего первого персонажа — meekro.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 7.

Игрушкой он до сих пор так и не стал, хотя это давно было в планах. Андрюшин «Soft & Hard» мне тогда показался очень свежим, необычным, никто такого не делал у нас. Довелось, и посодействовать его работе. Хотя было непонимание со стороны многих — это мол, «неформат», мы не знаем, что с этим делать. Андрюша как всегда оказался «опередимши время», как мы любим говорить.

У вас ведь был опыт работы над игрушками, предназначенными непосредственно для детей. Это серия развивающих паззлов для возраста 3+. Можете для тех, кто не очень понимает отличие дизайнерской игрушки от обыкновенной детской сформулировать эту разницу? 

М. — Дизайнерская игрушка менее утилитарна, в ней преобладает декоративная функция, Но, в общем-то, она универсальна: при условии безопасности может быть использована и взрослыми и детьми. Граница здесь достаточно условная — все зависит от концепции каждой серии и от технологии, конечно. 

А. — Мне интересны самые разные игрушки. Просто детские, наверное, действительно в первую очередь развивающие, для игры, а дизайнерские — для людей более старшего возраста, для коллекционеров, для тех, кто хорошо ориентируется в субкультурах. Я как-то особо не задумываюсь, зачем они нужны, просто мне нравится их придумывать. Кстати паззлы для детей я нарисовал в стилистике совершенно взрослых пиктограмм.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 8.

Ваши игрушки — не только мягкие, но и сделанные из дерева и стекла, металла, вы их вручную делаете сами?

А. — Ничего (кроме огромного количества макетов) своими руками стараемся не делать, предпочитаем обращаться к специалистам и всегда пытаемся проектировать под определенную технологию. Надо заметить, что изготовить вещь на должном уровне чрезвычайно сложно, с этим большая проблема — ближайшее современное оборудование находится в Финляндии, судя по всему.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 9.

В одном из ваших интервью я прочитала, что ваши игрушки и в т.ч. проект Only Toys выставлялись в основном за рубежом, т.к. в России галереи прохладно относятся к этому направлению.

М. — В нашем городе, да и в Москве, пожалуй, достаточно много снобизма, мало кураторов, галеристов, готовых экспериментировать, идти против неких общих тенденций, так называемого «формата». Достаточно слабо влияние, скажем, японской современной художественной культуры. Галереи, как правило, не ориентируются на молодую публику, их интересуют солидные люди, способные платить. Отсюда и все это занудство, которое мы видим вокруг. Но ситуация со временем, к счастью, меняется.

А. — Давно замечено — хочешь насмешек, проблем и полнейшего неприятия — предлагай  новации, и наоборот — невероятные «вторяки» принимаются «на ура». Мы выставляли проекты, связанные с игрушками, в Берлине, Стокгольме и Хельсинки, только не здесь, пока наконец в прошлом году не получили предложение от галереи «100 СВОИХ», где с большим успехом и состоялась презентация «Only Toys» в Петербурге. В этом объединении мы выступили в качестве кураторов и авторов, также в нем приняли участие наши друзья — дизайнеры и художники, объединенные идеей создания дизайнерских игрушек.

Я знаю, что ваши игрушки продаются в финском музее современного искусства Kiasma. А где в России их можно увидеть, потрогать, купить?

А. — Да, во время первой выставки «Only Toys» в Хельсинки книжный магазин Киасмы приобрел игрушки для последующей реализации. Мне вообще очень нравятся такие магазинчики при музеях, я там больше времени провожу, чем в самом музее, это идеальное пространство для наших игрушек, на мой взгляд. А в Питере у нас недавно открылся шоу-рум “Pprofessors & friends”, при книжном магазине «Библиотека Проектор».

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 10.

Там вообще все прекрасно получилось: дизайнерские книжки + игрушки смотрятся офигительно и отлично дополняют друг друга. Я счастлив, что в СПб наконец появилось такое место! Еще наши игрушки можно приобрести в магазинчике «Зомби Дум-Дум», в баре «Дружба», c сайтом lunohod-1.ru давно сотрудничаем.

Мне очень нравится ваш «Петербургский проект»: альтернативные памятники знаменитым историческим персонажам. Интересно, что по этому поводу сказали бы «инстанции»? Верите ли вы вообще во вменяемое сотрудничество между художниками и городскими властями? Хотя бы в отдаленном будущем?

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 11.

А. — Все вполне возможно. Предложений пока никаких не поступало, сдается мне, что там вообще довольно странные механизмы принятия решений об установке той или иной скульптуры в нашем несчастном городе. Внимательно посмотрите, какие памятники появились здесь за последние лет 15: подавляющее большинство — кошмарное говно, ни к чему никакого отношения не имеющее. К сожалению это общая тенденция. Санкт-Петербург изуродован ужасными зданиями с беседками на крышах и т.п. Владимирскую, после возведенного там чудовищного «Регент холла», я просто стараюсь обходить стороной. Отдельное спасибо архитектору, который влегкую обосрал целую площадь в центре города.

М. — Согласна с Андрюшей: живу рядом с Владимирской площадью, каждый день поражаюсь убожеством упомянутого сооружения, вопиющей профнепригодностью его проектировщиков и тех, кто принимал решения с этим связанные. Очевидно, что городские власти, редко руководствуются в своей деятельности интересами города, и тем более людей в нем живущих. А искусство для чиновников, похоже, воплощается в элементах китча — фонари «под старый Петербург», фонтаны с шарами, упомянутые уже нелепые «беседки на крышах» и т.п.

Совсем недавно пересматривала любимый советский мультик «Бременские музыканты», и тут же вижу одноименный ваш проект. Расскажите скорее о нем: что, когда, где!

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 12.

А. — Уважаемый и любимый нами художник Александр Райхштейн предложил нам принять участие в его новом проекте “Satukaruselli” (Волшебная карусель). Вкратце суть мероприятия такова: в городском музее через все помещения по потолку проложен монорельс, по которому с помощью специальных роликов с моторчиками перемещаются сказочные персонажи, с ними впоследствии играют дети. Вот мы и придумали сшить «Бременских музыкантов», которые и летали с остальными персонажами по всему музею. Финские дети были в восторге (все происходило в г. Эспоо) Необходимо добавить, что работа была сделана в коллаборации с замечательным дизайнером Катей Савиной.

А ваш новый «игрушечный» проект “Красный человек” — видимо, дальний родственник садового гнома из Амели?

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 13.

Если вы имеете в виду путешествия «красного человека» по странам и континентам — это всего лишь промо-акция для всего проекта, который, конечно, только этим не ограничивается. Мы рассматриваем данный объект, в первую очередь, как своеобразный «маркер» (что-то наподобие граффити или стикеров), с помощью которого можно маркировать то, или иное пространство. Приезжая в новое место, новый город мы и наши друзья привозим «человечка» с собой и фотографируем в разных пространствах, а затем оставляем его как знак нашего пребывания в этом месте. За последнее время «Красный человек» был замечен в Санкт-Петербурге и Москве, Казани и Самаре, Лос-Анджелесе и Хельсинки, Берлине и Киеве, Къеджа и Соттомарина, Женеве и Монтрё, Лозанне и Нюрнберге, Стамбуле и Праге, Мицпе Шалеем и Тарту, на острове Джерба. А прямо сейчас он находится где-то в Китае! Список стран и континентов растет. Проект, задуманный вначале как дань стрит-арту разросся и постепенно перешагнул рамки жанра. В ближайшее время планируется большая выставка, как говорится — следите за рекламой)).

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 14.

А вот тут я уже смеялась в голос: «Группой Pprofessors разработана коллекция ювелирных изделий Fake Jewellery. Одним из ее элементов является подвесной модуль «Яички Микки Мауса», который можно использовать в качестве украшения, присоединяемого к любому традиционному «носителю» (кольцо, запонка, цепочка и т.д.)».

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 15.

А. — Несколько лет назад мы участвовали (и заняли первое место) в одном дизайнерском конкурсе, который назывался “EGGSposition”, там надо было придумать что-нибудь про яйца, вот собственно и появился этот набор, далее линейка пополнилась «Бакенбардой Пушкина» и «Носом Буратино».

Одна из последних ваших работ – линейка деревянных игрушек “Only Toys. Cubism”. Чем вас привлекает дерево как материал?

А. — С деревом работать очень интересно и приятно, а портится оно не больше чем пластмасса. Кстати “Cubism” планируется не только из дерева, но об этом говорить еще немного рановато.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 16.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 17.

Вы, ко всему прочему, еще проводите мастер-классы по развитию творческих способностей. Можете описать немного сценарий одного из них: например, о чем мастер-класс «Тривиальные вещи»?

М. — Участники занимаются разработкой новых оригинальных объектов на основе предложенных нами прототипов, в числе которых были: пуговица, гантеля, тарелка, солонка, вешалка и т.д., то есть абсолютно тривиальные вещи, ежедневно присутствующие в нашей повседневной жизни. Специально для этого проекта мы разработали «формуляр», заполняя который участники, анализируют свойства прототипа, стараясь выявить креативный потенциал предложенной вещи. Следствием такого анализа становится появление объектов с абсолютно новыми свойствами и функциями. В финале происходит защита проектов представителями каждой группы разработчиков и совместное обсуждение результатов.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 18.

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 19.

А. — Есть еще несколько мастер-классов: «Овощебаза» (про упаковку), «Trashman. Research» (исследование известного знака визуальных коммуникаций), «ТАКАЯ реклама» (создание необычной рекламной компании), «Действия в реальном пространстве» (творческое осмысление пространства урбанистической среды). Ну и еще кое-что совершенно новенькое.

Интерес к преподаванию отразился на вашем названии: «Pprofessors»

.

А. и М. — Когда семь лет назад мы начали преподавать, то с виду не очень сильно отличались от студентов, которые нас и назвали «профессорами». Две буквы «П» в названии не опечатка, а скорее дань нашей внутренней традиции. Назвать себя просто «профессорами» – претенциозно, а вот когда человек слегка заикается, выходит уже не так самодовольно.

Не уверены, что у нашего коллектива есть какая-либо цель или идея; деньги, которые зарабатываются дизайном, позволяют ни от кого не зависеть и делать то, что нам интересно. Для нас скорее важен процесс и результат, который, как показала практика, гораздо более качественный, чем, если бы мы работали поодиночке – проще говоря «две головы – лучше».

Поэтому 2 буквы «П»?

Если хотите — да!

Pprofessors: Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Изображение № 20.

Посмотреть,почитать: http://pprofessors.livejournal.com.

Услышать: во вторник, 10 марта, Маша и Андрей станут гостями новой программы "ВИЖУ!" в Лофт Проекте ЭТАЖИ (Петербург). Тема выступления: "От графики к объекту".

Рассказать друзьям
15 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются