Авторы-составители энциклопедии современной иллюстрации, так с полным правом можно назвать второй, оранжевый том из серии Illusive, поставили перед собой важную теоретическую цель. Помочь дизайнерам найти ответ на вопрос о том, является ли иллюстрация самостоятельной художественной дисциплиной или же это просто коммерческая услуга, не имеющая с высоким искусством ничего общего?
Широкий диапазон методов и техник, применяемых современными иллюстраторами, заметно усложняет им задачу. С одной стороны, графические дизайнеры повсеместно завоевывают популярность благодаря иллюстраторским работам, с другой, художники рисуют для журналов или участвуют в выставках, где их работы в жанре иллюстрации проходят под грифом «Искусство».
В эпоху Ренессанса и раннего барокко впервые возник вопрос – имеют ли эскизы и наброски художественную ценность сами по себе или же это лишь незначительный элемент подготовительной работы на пути создания настоящего произведения искусства? Понятие «disegno» (от которого и произошло современное «дизайн») играло важную роль в этой терминологической дискуссии. Смысл понятия «disegno» не соответствует сегодняшнему смыслу слова «рисунок», однако в нем присутствовала коннотация «идеи, творческой концепции».
Знаменитый итальянский историк искусства Джорджо Вазари полагал, что именно «disegno» лежит в основе трех основных дисциплин искусства: архитектуры, скульптуры и живописи. Уточняющие линии набросков, скетчи, созданные художником до начала основной работы – являются материализацией идеи произведения. Этот рисунок ценен сам по себе, поскольку в процессе рисования нематериальная идея не просто механически переносится автором на бумагу, но трансформируется и постепенно обретает новую форму. Взаимопроникновение идей в процессе создания набросков также наблюдается в практике иллюстрации.
Постепенно, уже в наше время, понятия «искусство» и «дизайн» были разведены -- как результат «специализации» творческих и профессиональных форм. Хотя еще на рубеже XIX и XX века плакаты, например, считались равноправной формой искусства. Особенно сильно это ощущалось во Франции. Анри Тулуз-Лотрек, Жюль Шере и Пьер Боннар создавали свои произведения в графической форме плаката.
Однако что именно делает иллюстрацию искусством? Если руководствоваться терминологией авторов, это такие работы, в которых есть индивидуальность и авторский почерк, выходящие далеко за пределы коммерческих рамок и не подвластные их влиянию. Однако, разве можно называть иллюстрацию произведением искусства, только если она создана вне влияния коммерции? И разве само современное искусство не является в высокой степени коммерческим продуктом?
Искусство и дизайн существуют в контексте. На протяжении своей «жизни» арт-объект совершает целое путешествие от галереи или куратора до музейной или частной коллекции. На жизненный цикл коммерческой иллюстрации в значительной степени влияют внешние обстоятельства заказа и последующего использования. Стать настоящим искусством иллюстрация сможет только, если начнет существовать по правилам художественного объекта, станет настолько оригинальной и независимой, что перейдет в эстетическую категорию «искусства ради искусства». Получится это у современных иллюстраторов или нет – вопрос пока открытый, считают авторы.
Illusive 2 сводит воедино работы лучших авторов таким образом, чтобы максимально полно представить многообразие форм современной иллюстрации. При этом составители намеренно отказались проводить четкую линию между коммерческими и художественными работами. Отдельные главы сборника посвящены стилям и техникам иллюстрации: «Наив», «Мода и Стиль», «Паттерны и Рельефы», «Типографика и Леттеринг», «Коллаж», «Вектор», «Рисунок карандашом и тушью».
Издательство: Die Gestalten Verlag, Berlin (2007).
340 страниц.
Язык: английский.
Опубликовано в журнале «Проектор» № 2(7) 2009. Проект №9: «Книги».
Комментарии
Подписаться