В 1908 году Морис Пийар–Верней (1869–1942) в книге «Этюды растений и их использование в художественном промысле» описал и красивейшим образом проиллюстрировал декоративные возможности природных форм. В поисках мотивов и вдохновения Верней обращается к природе, что свойственно было для художников эпохи Ар Нуво. В своих трудах художник анализирует различные цветы и растения и описывает способ превращения растения целиком
или отдельных его частей (лепестки, стебель, листья, бутоны) в любопытный узор на ткани, в металлическую конструкцию, затейливую роспись на стекле
или фарфоре, узор на обоях, превосходное кружево.
Морис Пийар–Верней (Maurice Pillard–Verneuil) — один из самых талантливых художников-дизайнеров эпохи модерна. Родился Верней в 1869 году в городе Сен-Кантен (Франция). Освоив в превосходстве фигуративную живопись, Верней на свой страх и риск, начал работать в области прикладного искусства, которое в то время было отнюдь не престижным.
У художника был учитель — Эжен Грассе (Eugene Grasset), чье творчество подняло уровень прикладного искусства во Франции на достойную высоту. Грассе находился под большим влиянием японского искусства, а его работы отличались тонкой стилизацией растительных форм, что характерно для эстетики модерна. Верней решает работать в технике учителя.
Верней увлекался трафаретом и с помощью этой, казалось бы примитивной, техники создает множество изящных узоров. Художник опубликовал несколько работ,
в том числе — «Животные в декоре» (1898) и «Комбинации узоров, бесконечно размноженные при помощи зеркала» (1901), которые сделаны совместно с Жоржем Ориолем и Альфонсом Мухой. Основной труд Вернея — «Этюды растений и их использование в художественном промысле» (1908) — одновременно дань учителю
и объявление о наличие собственного оригинального стиля.
^ — работы Альфонса Мухи из книги «Комбинации узоров...»
Примечательно, что художник работал в двух стилях: ар нуво и ар деко. Оба стиля имеют схожие черты, но разные фундаментальные основы. Несмотря на это Верней продолжал создавать шедевры орнаментального дизайна.
На сегодняшний день в Интернете и других СМИ имеется очень мало информации
о Морисе Пийаре–Вернее, тем более на русском языке. Единственная найденная мной книга (помимо 2–3 орнаментальных альбомов) с примерами его работ и некоторой информацией на русском языке называется «Декоративные цветы» с комментариями Уильяма Вилера и небольшим фрагментом из книги Вернея.
Комментарии
Подписаться