Views Comments Previous Next Search

Дэвид Барри

02146
НаписалBritish Council12 апреля 2010
02146

С 23 по 25 октября 2009 года на территории Дизайн-завода «Флакон» состоялась сессия «Промзона 2.0: новая жизнь индустриального прошлого». Мероприятие прошло в рамках международной программы Creative Cities. Организаторами сессии выступили: Британский Совет и Дизайн–завод «Флакон», при поддержке проекта «Теории и практики». Основная задача сессии: обсуждение перспектив развития творческих индустрий в России с использованием индустриальных пространств, бывших заводов и фабрик, и создания на их основе современных творческих проектов.
Одним из центральных событий сессии стала Игра–исследование «Город Будущего». В процессе Игры пять команд разрабатывали свои идеи по развитию инфраструктуры московского района Бутырский и Дизайн–завода «Флакон», как его нового культурного центра. При разработки проектов важно было учитывать интересы жителей района, деловых и общественных организаций и районной администрации.
В сессии приняли участие российские и европейские профессионалы, работающие в сферах градоустройства, дизайна и коммуникаций. Среди них,  Дэвид Барри — продюсер и организатор проектов и программ, связанных с обновлением городской среды, дизайном и средствами массовой информации. Дэвид Барри специализируется на создании и воплощении в жизнь инициатив, которые развивают и преобразовывают городские пространства и обеспечивают рост капитала в малых и больших городах.

 Дэвид Барри. Изображение № 1.

Дэвид, скажите, где учат на специалистов по творческим городам?

Да, пожалуй, нигде. Конечно, можно закончить курсы, в реальности же нужно быть фанатом городской жизни и хотеть что-то изменить в ней. Необходимо разбираться в бизнесе, экономике, архитектуре, городском планировании. Но это лишь механизмы… Несмотря на то, что в каждом городе есть творческие пространства — такие, как «Флакон» (прим. – Дизайн-завод «Флакон», на территории которого прошла сессия «Промзона 2.0») — это совершенно не означает, что город действительно творческий.

Каковы характеристики такого города?

Это город, в котором есть активные развивающиеся люди, готовые что-то создавать, делиться этим, которые стремятся к новому интересному будущему, чтобы самим же этим будущим и наслаждаться. Мы обычно ассоциируем слово «творческий» с искусством — дизайном, кино, театром. Но у него есть и другой смысл — динамическое развитие экономики и людей, что очень позитивно влияет на город, место.

Насколько важен социальный фактор?

Он важный, но не единственный. Творческий город — живой организм, который производит свою экономику. Кафе, бары, рестораны играют определенную роль. Но необходим и социальный феномен. Например, когда 10 молодых людей решают жить под одной крышей, таким образом, образуя новое пространство — это творческий подход. Или, допустим, те же самые 10 молодых людей перестали ездить на автобусе, а пересели на велосипеды — это тоже креатив.
Повторюсь, часто под творчеством мы понимаем искусство и развлечения. С моей точки зрения, посадить и вырастить дерево — тоже творчество.
Говоря о программе Creative Cities, которая замечательна по своей сути, отмечу: нам нужно смотреть на проблему более широко, задумываясь о таких вещих, как здравоохранение, благотворительность, социальная защита. Вопрос: пенсионеры должны быть частью творческого города? Если мы отвечаем да, то должны придумать, как о них позаботиться.

Дэвид Барри. Изображение № 2.

Вы не первый раз в Москве. Интересны ваши впечатления и наблюдения.

Москва замечательная и очень живая. Полно интересных мест, но в Москве я также сталкиваюсь с этим стереотипом: начиная разговор о творчестве, мы заканчиваем разговором об искусстве. Творческий подход проявляется, в том числе, в формировании новых видов бизнеса и производства. Возвращаясь к нашему проекту: нужно немного сместить направление дискуссии, отойти от обсуждений законодательных норм и акцентировать внимание на институтах предпринимательства, малого бизнеса. Помочь людям, которые хотят сделать свой небольшой бизнес, у которых достаточно смелости для этого. Мне бы хотелось сфокусировать программу именно на этом, на конкретике.

Для этого придется изменить сознание людей.

Изменить сознание и поведение невозможно. Но можно подтолкнуть к этому, заставить задуматься.

Как?

Способов много. В Великобритании я именно этим и занимаюсь. Шаг первый — научиться признавать заслуги тех, кто смог построить свой бизнес. Второй — позитивно и спокойно воспринимать людей с другим взглядом на проблему, уважать их мнение, т.е. развить в себе качества хорошего адвоката. Третье (постараюсь не увлечься) — это, говоря по-русски, сарафанное радио. Люди доверяют тем, кого они любят и уважают, и при этом безразличны к официальным лицам. Следовательно, нужно выстроить такую структуру проекта, при которой у нас будут «послы доброй воли», люди, у которых есть кредит доверия, кто говорит с населением на одном языке. Четвертое и последнее — эффективность. Проект нужно ориентировать не на концептуальные вещи, результат должен быть очевиден. Тогда люди потянутся.
Для людей, с которыми мы работаем, нужно создавать условия, в которых они как бы проживают некий опыт. Причем, не какой-то инопланетный, он вполне знакомый, только в него нужно встроить что-то новое. У меня был проект, связанный с питанием, так что могу утверждать: если человек привык каждый день есть гамбургеры, то он не сможет в одночасье полюбить салат.
Люди буквально умирают молодыми. Конечно, мы должны что–то делать! Но необходимо пройти некий путь, прежде чем человек сможет перейти от своих привычек к чему-то новому, осознав, что это часть чего–то полезного.

Дэвид Барри. Изображение № 3.

Будут ли все эти факторы работать при условии закрытости общества?

Будут. На самом деле, 98 процентов людей закрыты и предпочитают жить своей тихой спокойной жизнью, не высовываясь. Но всегда найдутся те, кто готов к изменениям. Поверьте, везде и всегда! Наша задача — найти их. И когда оставшиеся 98 процентов увидят результат, работы этих двух (не исключено, что сначала они будут думать, что эти два процента — сумасшедшие), то шепотом скажут: а в этом что-то есть! И отношение изменится.
Поверьте, я не какой–нибудь сумасшедший идеалист, который видит мир в розовом цвете. Просто я уверен, найдутся те, кто, хотя им и будет страшно, с закрытыми глазами, но сделают этот прыжок. Да, собственно, нет тут никакого драматизма. Совершенно необязательно прыгать с крыши небоскреба, иногда достаточно преодолеть высоту собственного крыльца. Поэтому я и говорю, что программа Creative Cities должна сосредоточиться на тех, кто готов к новому предпринимательству, готов на что-то новое.
Пример такого маленького изменения: у нас в Лондоне многие не любят огромные супермаркеты, в которых, когда тебе нужен один килограмм яблок, тебя вынуждают брать два. К тому же, они довольно дорогие. Тогда группа людей собралась и создала настоящий местный магазин. Просто потому, что этой группе людей надоело ходить в большие супермаркеты. Они вложили деньги, и все стали совладельцами этого коллективного маленького магазина. Сами распределяют работу между собой — как бы на волонтерских началах. Таким образом, удается поддерживать минимальную цену на продукты. Это, так сказать, магазинчик «для своих», для соседей. Теоретически, если проект окажется эффективным, об этом расскажут СМИ. Возможно, практика приживется и другие сообщества повторят этот опыт.

Ваша работа сродни исследовательской. Чтобы проект в России, да и в любой стране, стал успешным, нужно учесть многие факторы — реалии, менталитет…

Конечно, я много знаю и о трудностях, и специфике страны. У вас уникальная история, ваша страна удивительным образом завязана на использовании своих природных ресурсов. Огромное расслоение — очень богатые и очень бедные. На самом деле, я только что описал Англию! Так что, как видите, не такая уж между нами большая разница. Хотя, особенности все-таки есть. Тут я наблюдаю какой-то удивительный патриотизм, которого совершенно нет в Великобритании. Это можно прекрасно использовать.

Вы случайно находитесь не под впечатлением от ребят Бутырского района, которые приняли участие в игре «Город Будущего»?

Отчасти! Еще я заметил, не знаю почему, возможно, из-за погоды или еще каких-то факторов — огромная часть жизни проходит в городской подземке. Понятно, что система эта достаточно хорошо развита, но многие люди, с которыми я встречался в Москве, говорили, что очень хотят, чтобы их жизнь вышла из-под земли на поверхность. Я изучал историю, и знаю, что в искусстве у России огромная индивидуальность, даже по сравнению с Европой, в том числе, я говорю и про современное искусство…

Дэвид Барри. Изображение № 4.

Есть ли где-нибудь в мире город, реальный, который наиболее соответствует вашим представлениям об идеальном творческом городе?

Все прекрасны по-своему. Лондон — разношерстностью населения. Нью-Йорк — своей удивительной уличной жизнью и контрастами: крайним богатством и бедностью, которые непостижимым образом уживаются друг с другом. Сидней и Мельбурн привлекательны своим солнечным спокойствием. В Германии тоже классно — там легко можно прийти и занять под свои нужды какое-нибудь здание! Вьетнам, Ханой, Африка — потрясают культурой еды. Ночью можно выйти на улицу — там все готовят, едят, продают какие-то снадобья. Это дико для европейца, но впечатляет. В общем, это все про жизнь…
Недавно я был на Экономическом Форуме в Перми, участвовал там в многочасовой политической дискуссии. Не предполагал, сколько времени это займет. Это же просто бриллиант, все эти дискуссии! В Англии днем с огнем этого не сыщешь! Там говорят лишь о Виктории Бекхэм. Еще в Египте поздней ночью можно увидеть, как два человека о чем–то спорят до посинения. Прекрасно, когда это есть.
Это плюс, когда в такой стране как ваша, люди выражают свое мнение. Любое, пусть и негативное. Даже если говорят: мне это все не нравится, идите вы … Пусть говорят! Именно это я видел вчера в своей команде на игре — спор, настоящую войну, дошло до того, что часть команды хотела уйти. Мастер игры пытался всех успокоить — безуспешно… В итоге команда пришла четвертой. Я вижу здесь огромный потенциал. Да, было много шума, но это не плохо! Пусть лучше бьются головой о стену, ведь хуже, когда люди безразличны.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются