21 марта главный редактор сайта Кувь – Игорь Гончаренко вместе с редактором Евгением Князевым дали лекцию в киевской галерее «ХудГраф». Темой лекции стало понятие формы в контексте концептуального дизайна.
На протяжении 2 часов мы рассказывали как прийти к сложным концепциям через простые формы, также был предоставлен иллюстративный материал и проведены тесты. Отдельную благодарность мы выражаем куратору проекта - Ростиславу Соколовскому за предоставленную возможность выступить.
Предлагаем вам подробный план лекции, так как мы приветствуем дистанционное обучение.
Концептуальный дизайн — разработка принципиальной идеи, проработка стратегий и подходов, используемых для проектирования, а также принципов взаимодействия различных участников коммуникации. Концептуальный дизайн подразумевает использование различных творческих подходов для поиска центровой идеи. Концептуальный дизайн подразумевает поиск принципиальных решений, а не проработку отдельных технических моментов. Дизайнер, занимающийся концептуальным дизайном подразумевает, что реализовать можно все.
В коммерческой деятельности мы можем выделить 3 основных направления для такой сферы деятельности как концептуальный дизайн.
1. Разработка форм для предметного дизайна
2. Разработка концепций для архитектурного и интерьерного дизайна
3. Разработка персонажей.
Форма
Понятие Формы в философии — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи.
Понятие формы предмета — взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии.
Понятие «Формы» в дизайне играет очень важную роль, потому что придуманная вещь имеет право на существование только после того, как она обретает форму, и только тогда эта вещь становиться значимой для человека и начинает нести какой-то смысл.
Слово форма имеет смысл образа, очертания и визуализации предмета. То есть, форма – это причина существования предмета. Если нет формы, то вещь не существует в пространстве и времени.
Формы бывают простые и сложные.
Это четко видно в дизайнерских стилях, например в интерьерах. В минимализме используются простые формы - квадрат, круг, прямоугольник, а в барокко – лекальные, криволинейные формы.
Давайте пройдемся по простым формам. Круг - идеальный, завершенный, цельный, парящий. Квадрат - стабильный, строгий, тяжелый, статичный. И треугольник: целеустремленный, динамичный, острый. Исходя из этих основных, плоских форм, создаются все остальные: ромбы, многоугольники трапеции и тд.
Переходя в трехмерное пространство наш инструментарий увеличивается, мы используем разные формы: сферу, куб, цилиндр, пирамиду и другие, но помним что в рабочих плоскостях (вид сверху, вид сбоку, и вид спереди) и в сечении - это плоские формы.
Уверен, у всех есть представление этих форм, а также ощущения и взаимодействия их друг с другом. Чаще всего эти взаимодействия построены на противоречивых контрастах форм, размеров, количества и плотности.
Соответственно вы можете начинать поиски своей формы с визуальных соотношений противоречивых форм. Большое - малое, высокое - низкое, толстое - широкое, много - мало, шероховатое - гладкое, мягкое - твердое, светлое - темное, легкое - тяжелое и др.
Если коснутся искусства, то все авангардисты и сюрреалисты стремятся к тому, что б найти свою собственную форму.
Например художник Apl 315 , в граффити:
Сальвадор Дали при жизни нашел свою форму и всячески ей покланялся, это был рог носорога. Он писал эти формы, его мазки были этой формы. Он был заложником этой формы, но через нее он создавал свои шедевры.
Форма, содержание и материал.
Экспериментируя с формами, вы должны формулировать ассоциативный ряд эмоций, ощущений, и визуальных соответствий. Ведь именно этот ассоциативный ряд будет составлять вторую и неотъемлемую от формы часть под названием – содержание.
Эти ассоциации могут читаться не только через форму, но и через ее текстуру и материал, что тоже является ее содержанием. Благодаря содержанию мы можем представить дальнейшее применение формы, а так же определения ее места в пространстве и времени.
Между формой и содержанием не существует четкой границы. Эти два понятия связаны как инь и янь. Внешняя форма диктуется человеком, задается внешними обстоятельствами, а внутренняя форма идет изнутри из сокровенной сути предмета.
Внешняя форма – это нечто материальное, это то, что можно увидеть или потрогать. Внутренняя форма – это ее духовное наполнение.
Содержание такое же практическое понятие как и философское. Кувшин может быть наполнен водой, а может содержать емкость для воды. И оба этих случая характеризируют содержание формы.
Анализируя форму в дизайне, следует понимать, что объектом дизайнерской деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования.
Гармоническая форма и понятие композиции
Итак, мы познакомились с основными признаками, присущими всякому предмету, искусственному или естественному, вне зависимости от его эстетических качеств.
Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна её части пропорциональны и ритмичны, вся она соизмерима человеку и предметному окружению.
Процесс создания гармоничного произведения носит название "композиция".
Материал
Поверхность каждого предмета отличается какими - то своими качествами, она может шероховатой или гладкой, полированной или рифлёной. Материал, из которого сделан предмет, может вызывать довольно ощутимые эмоции. Это особенно чувствуется, когда мы манипулируем предметом или просто его трогаем.
Пропорциональность и ритм
Пропорциональность - это приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй. Было установление, что существует много различных математических соотношений, которые были положены в основу пропорций замечательных творений. В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Она обусловлена назначением предмета, технологией изготовления и. т. д. Очень близка к понятию пропорций и область ритмических отношений. Ритм - это имеющее внутреннюю закономерность чередования некоторого числа элементов.
Ритм в дизайнерских произведениях может иметь разную подоснову. На поверхности предмета в заданном ритме могут располагаться детали (тумблеры,кнопки, иллюминаторы).
МАСШТАБНОСТЬ является важной характеристикой предмета. Большие организмы, так же как и малые обладают своими присущими им особенностями, на основе этого у человека и утвердились определенные представления, отражающие объективную связь между величиной предмета и его строением. Возможность видоизменять и варьировать внешнюю форму. (ПР телефонные аппараты, разные виды стаканов)
Цвет и цветосочетания
Цвет влияет на наше восприятие реального пространства: Цвета теплогоспектра (кр, ор, зел), зрительно приближаются. Темные цвета делают предмет весомее. Выбор цвета может быть и обусловленным. При помощи цвета решается и другая задача - снижение нервного напряжения.
Цель дизайна, или художественного конструирования :) - в формировании гармонической предметной среды, которая наиболее полно удовлетворяет материальные и духовные потребности человека.
Предметы, которые являются результатом деятельности дизайнера, должны ответить следующим требованиям:
1. должны быть функциональными, т.е. в совершенстве выполнять свое практическое предназначение;
2. должны быть удобны и безопасны при эксплуатации, т.е. удовлетворять требованиямэргономики;
3. должны быть эстетически выразительными, т.е. иметь информационно-выразительную форму и быть целостными композиционно.
Например, история развития формы автомобиля - это поиск формы, которая бы наилучшим способом воплощала идею движения, скорости, динамики. Наиболее соответствует этой идее форма «вытянутой капли», которую имеет сегодня большинство автомобилей.
Для достижения композиционной ценности дизайнер использует возможности ритма, цвета, масштаба, соотношения света и тени, пустоты и объема в сочетании с особенностями звукового оформления, освещения. Социальное предназначение дизайна в том, чтобы создавать предметы промышленного производства, способные «по-человечески относиться к человеку», т.е. стать достойными посредниками между создателями и потребителями. Дизайн связывает воедино материальную и духовную культуру общества, обеспечивая целостность современной цивилизации. Современный маркетинг широко использует законы дизайна для создания целостной предметной среды. Дизайн требует учета любого нововведения в изменении предметного мира.
Концепции в предметном дизайне.
Один из первых прославившихся концептуальных дизайнеров это немало известный Ора Ито который покорил мир своей дерзостью и креативностью.
Ora Ito (ora ito – построение нереального) - это псевдоним 29-летнего французского дизайнера Ито Морабито. В 21 год Ито решил создать несуществующие продукты для известных брендов. Он придумал кучу разных вещей. От дизайна камуфлированного лаптопа для Mac до стиля сумок Louis Vuitton. Хотя ни один из этих продуктов не существовал в реальности, Ora Ito нагло опубликовывал их в прессе, используя настоящие бренды и логотипы. С развитием интернета и успехом, пришедшим благодаря андеграундным французским журналам, коллекция фиктивных продуктов обошла весь мир и завоевала репутацию первого истинного виртуального бренда. Фикция стала реальностью, когда люди со всего мира начали заказывать эти несуществующие товары.
Его стиль, который он называет Simplexity (сложная простота) – сочетание простоты и сложности. Когда все излишества убираются, остаётся только чистая сущность. Простые и ясные формы, окружающие нас в повседневной жизни, объединены для создания кухни будущего для дня сегодняшнего, завтрашнего и послезавтра. Простые линии отображают контуры будущего, видение, которое стало реальностью.
ОРА: «Просто создавайте, даже если это будет просто на бумаге – ваша идея уже начнет существовать.»
Эксклюзивное интервью с Ора Ито вы можете прочесть на страницах нашего журнала
Следующий дизайнер, чьи работы мы хотим вам представить - это Антон Реппонен.
Антон Реппонен родился в Санкт-Петербургe, вырос и учился в Таллинне. В течение последних 3 лет живёт и работает в Стокгольме, Швеции и Нью-Йорке. Ему принадлежит множество самых разных проектов (Nike Dunk «All Weather», OZO Watch, Kiwi Footwear, Geo Shoes, Socks Anatomy), многие из которых являются лишь концептами. Однако, оттого они не становятся менее интересными и увлекательными.
Сайт Антона Реппонина
А вот работы разработанные в студии креатива и дизайна KUVSTUDIO.
Все работы имеют коммерческую основу. Это либо заказные иллюстрации для различных журналов либо концепции для рекламных роликов.
Данные концепции были разработаны для эксклюзивного оформления мобильных телефонов салоном "ROSKOSH".
Эти часы- концепция анимации для рекламного ролика лечебного средства от болей в горле"Гексорал". Заказчик - московская пост продакшн студия "Даго".
Концепция робота Дироллера, который на глазах у человека рта готовит и выдает жвачку.Заказчик - московская пост продакшн студия "Даго".
Концепция превращения оперного театра в Одессе в самое крупное казино в Украине. А также однорукие бандиты в виде Дюков. Заказчик журнал "Хроники Азарта"
Концепция брэндового инвентаря для приготовления шоколада. Заказчик - московская студия продакшн студия"Даго".
Концепция Конструкции в виде дирижабля времени со специальными бонусами для рекламного ролика "Мегафон". Заказчик - московская пост продакшн студия "Даго".
Концепция и реализация шрифта в виде булочек. Заказчик компания "Shezgara"
Концепция формы и длижения "Фастум линии" для рекламы "Фастумгеля". Заказчик - московская пост продакшн студия "Даго"
Поиск формы с последующим утверждением для музыкального лаундж проекта "Молния". Заказчик - группа Молния.
Концептуальные идеи в архитектуре
Многие современные здания радикально выделяющиеся своей формой имеют абсолютно конкретную принадлежность к определенным стилистикам. Предлагаю рассмотреть две, на мой взгляд, основных это конструктивизм и деконструктивизм. Они максимально противополжны друг другу, но как и все подобные вещи не могут существовать друг без друга.
Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.
То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как ифункционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура».
Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997).
Один из самых известных примеров рождаемости концептов в стиле деконструктивизм в архитектуре – это Заха Хадид.
Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 году в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в 11 лет она решила, что хочет стать архитектором.
В 1972 году, после окончания математического факультета Американского Университета в Бейруте, Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.
Сильное влияние на нее как архитектора оказал советский архитектурный авангард 1920-х годов, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее "планетой на своей собственной орбите". Зенгелис считает ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился. Но, по его воспоминаниям, ей требовалась помощь при разработке второстепенных деталей - особенно с лестницами, которые в ее студенческих проектах всегда упирались в потолок.
В 1977 она присоединилась к мастерской Колхаса ОМА, в 1980 - основала собственную архитектурную фирму "Zaha Hadid Architects".
Концекпции персонажей
Так же весомой составляющей в концептуальном дизайне является разработка персонажей. Дальнейшая жизнь персонажа может протекать от существовании в логотипе, до анимации в мультфильме, со своим характером и мимикой. В последствии этих персонажей материализовывают в виде игрушек и других предметов, о чем мы с вами говорили в первой части нашей лекции про предметный дизайн.
Современные персонажи выполняются в 3Д, однако их очень сложно выполнить без первичных эскизов или 2х мерной прорисовки в фотошопе.
Предлагаем примеры персонажей, выполненных специально для журнала КУВЬ. Каждый из них имеет свой характер, а также ведет персональную рубрику.
Рыбарак – философ, мечтатель. Он пытается найти тайный смысл мироздания и познать законы Вселенной. Стремится завоевать мир, чтобы донести до человечества идею Космического Разума. В период новолуния общается с духами предков по средствам своей клешни, иногда исполняя непредсказуемые прихоти космоса. Появился на свет от слияния рака и рыбы, поэтому считает, что эволюция построена на экспериментах и извращениях. Латентный фетишист, любит надевать на себя странные вещи и предметы.
Ацкая Вата – красный демон прибывший из А-да, чтобы выполнить свою работу – убить Рыбарака. Глупый и нелепый идиот. Его чрезмерная деструктивность побочный эффект ацкого гена переданного неизвестными родителями. Ацкая Вата настолько идиотичен, что все попытки покончить с Рыбараком заранее обречены на провал. Выдает себя за лучшего друга Рыбарака. Постоянно на стреме. Тащится от попкорна собранного на полу в кинотеатрах.
Ро-Бот – персонаж собранный из болтиков и гаек Рыбараком и Ацкой Ватой для порабощения человеческой расы. Отличается редкой любвеобильностью и страстью к предметам бытовой техники. Ищет свою спутницу жизни, чтобы оставить после себя потомков. Иногда в процессе борьбы с человечеством Ро-Бота замыкает и он вырубается. Прославился изобретением неадекватных девайсов и секс игрушек.
Ж.И.Ж.А – (Жидкая Иностранная Женщина А) иностранная гостья привезенная Ацкой Ватой из будущего. По его мнению: женщина. Обладает специфическим взглядом на мир из-за плавающих в жидкости глаз. Мечтает разобрать Ро-Бота, чтобы извлечь частичку Ку и построить с помощью нее машину времени для возвращение в будущее. Модница, меняет цвет жидкости под настроение.
И конечно же пример самой уникальной формы нашего времени - это форма логотипа Кувь. В ней всегда найдется место для креативного заполнения и свободного времени :)
Большое спасибо за внимание. Большое спасибо Ростиславу Соколовскому за предоставленную возможность выступить.
Если у вас возникло желание провести курс лекций по дизайну, форме, цветовосприятию или композиции вы можете обратиться за информацией по телефонам:
+38 068 2552527 - Игорь Кувь
+38 068 1364907 - Ростислав Соколовский
Комментарии
Подписаться