24 марта 2010 году официально стартовал первый ежегодный конкурс молодых дизайнеров Design Tomorrow. Тема конкурса – «Украина – бренд». Главная цель конкурса – развитие современной дизайн-культуры в Украине, создание аутентичной школы украинского дизайна в мировом контексте и поддержка молодых талантливых дизайнеров и художников.
Организатор проекта – креативное дизайн-бюро KARANDASH GRAPHIC DESIGN BUREAU.
Глава конкурса и куратор жюри (без участия в голосовании) – Андрей Федоров. Творческие координаторы и жюри проекта – известные украинские дизайнеры (Валерий Бабич, Алексей Сай, Константин Сень, Дмитрий Максименко, Дмитрий Клищик), выдающиеся деятели искусства и культуры (Александр Соловьёв, Павел Гудимов, Иван Малкович, Олег Кохан), а также арт-директор журнала ТОП 10 Александр Ключник.
Философия конкурса – полная свобода, без шор и ограничений. Без авторитетов і вопреки общепринятым шаблонам.
Миссия конкурса – создание и развитие новой национальной визуальной идентификации Украины.
По словам куратора проекта, Андрея Федорова , тема брендинга Украины давно лежала на поверхности. Современный украинец, который пользуется Интернетом и смотрит цифровое телевидение, не имеет лучшей альтернативы, чтобы подчеркнуть свою национальную и культурную принадлежность, чем одеть вышиванку или украсить голову веночком из цветов. В эпоху прогрессивных маркетинговых коммуникаций, когда страны-соседи разрабатывают и принимают новые образы национальной идентификации на государственном уровне, Украина даже не имеет определенных понтонов цвета национального флага.
Андрей подчеркивает, что конкурс Design Tomorrow – это, в певшую очередь, возможность для молодых дизайнеров Украины заявить о себе. Неважно, имеет ли конкурсант соответствующее образование. Главное условие – стремление что-то изменить, желание сделать свой вклад в развитие украинского дизайна.
По мнение Павла Гудимова (творческий координатор, жюри конкурса) современной украинской айдентики вообще не существует. Есть отдельные инициативы, наработки, которые гибнут в высоких кабинетах, так и не дойдя до массового потребителя. Отмечая значимость национального культурного достояния Украины, в частности наполненного глубоким семантическим смыслом визуального фольклора, художник подчеркивает, что взгляд современного национального дизайна должен быть направлен не в прошлое, а в будущее. «Конечно, определенные элементы фольклора могут и должны быть, но так красиво и тонко трансформированы, чтобы это не возникало сравнение с» еврошароварщиною «» — добавляет Павел.
Многие из представителей прогрессивных дизайнерских кругов соглашается, что визуальная айдентика страны должна быть разносторонней и направленной на различные аудитории: как внутренние, так и внешние. Сейчас есть необходимость предложить новые визуальные образы, которые бы понравились украинцам, и которые бы они с удовольствием и возвышенным чувством национального достоинства могли распространять по миру, как это делают наши соседи. «Нужно взяться за имидж страны изнутри и снаружи по всем направлениям, сделать такой стиль, который бы подчеркивал новый и свежий ход нашей страны как мыслящяго, креативного государства, имеющего большой потенциал», — подчеркивает Павел Гудимов.
Особого внимания требует вопрос уровня развития украинского дизайна как отдельной дисциплины и профессии. Известный украинский дизайнер Валерий Бабич (творческий координатор, жюри конкурса) подчеркивает, что на украинском дизайн-рынке наблюдается дефицит молодых специалистов. «Еще 15 лет назад ни один ВУЗ страны не готовил подобных специалистов! А сейчас школ и университетов предостаточно, но уровень выпускников низкий — я мало встречаю людей, которые живут этой стихией. Но дизайн та сфера, которая требует постоянного совершенствования»— отмечает специалист.
По мнению многих специалистов, одна из проблем профессионального украинского дизайна – разрыв между «старыми» и «новыми» специалистами. «Появились новые технологии и инструменты, большинству молодых дизайнеров приходится самостоятельно их осваивать, поскольку» старая гвардия« преподавателей не всегда совершенстве владеет этими инструментами» — добавляет Валерий Бабич.
Жюри и творческие координаторы проекта, которые согласились поддержать конкурс «Design Tomorrow: Украина – бренд», разделяют мнение организаторов проекта, что Украина нуждается в новом и прогрессивном видении национальной идентичности. Перспектива и изменения всегда были прерогативой молодых. Собственно конкурс «Design Tomorrow: Украина – бренд» — это стимул для молодых специалистов сделать творческий вклад в развитие национальной айдентики своего государства.
Посмотреть бриф можно на сайте конкурса Design Tomorrow . Deadline: 1 мая 2010 года.
Комментарии
Подписаться