Мюсли — это полуфабрикат для завтраков, представляющий собой смесь из сырых или запеченных злаков, сухофруктов, орехов, отрубей, ростков пшеницы, меда и специй.
История создания мюсли началась на рубеже XIX и XX столетий. Смесь из злаков и свежих фруктов часто употреблялась в пищу долгожителями горных районов. Во время экспедиции на высокогорье немецкий врач Максимилиан Бирхер-Беннер (Maximilian Oskar Bircher-Benner) впервые попробовал блюдо местных пастухов и, связав его употребление с долголетием жителей тех районов, задался вопросом о полезных свойствах злаково-фруктовой смеси. В 1900 году Бирхер-Беннер ввел похожее блюдо в рацион питания больных в госпитале, где фрукты и овощи являлись необходимой частью здорового рациона. В первоначальном рецепте использовался геркулес, замоченный воде, с лимонным соком, сгущенным молоком, тертыми яблоками и орехами. Он стал так популярен, что швейцарско-немецкое (нем. «Mus» — «пюре») слово появилось во всех других языках, даже несмотря на то, что мюсли, которые появляются на столах в разных уголках мира мало напоминают первоначальную смесь.
Берчер-Беннер считал, что тепловая обработка убивает «энергию солнца» в овощах, и не считал, что в мясе, основном продукте городских жителей того времени, есть какая-то питательная ценность.
Пациентам клиники Берчера-Бреннера прописывали специальную диету, физические упражнения и свежий воздух. У теории доктора тогда не было никакого научного подкрепления, но она привела к расколу медицинской ассоциации Цюриха, который продолжался десятилетиями.
Но несмотря на противоречия, его система работала, и скоро в его клинику в Цюрихе нахлынули пациенты, страдающими всевозможными заболеваниями. Клиника процветала и успех продолжался даже после смерти Берчера-Бреннера в 1939 году. Его способ лечения, приближенный к природе, лечит не только симптомы, но всего человека.
К сожалению, доктор Бирхер не запатентовал своё изобретение, его интересовало только здоровье своих пациентов. А прибыль и слава достались предприимчивому американцу Джону Харви Келлогу, который и создал концерн по производству мюсли, приносящий сегодня около $9 млрд. в год.
Мюсли в их современном виде стали популярны в западных странах, начиная с 1960-х годов, когда всё больше возрастала заинтересованность в здоровом питании и диетах. В Россию мюсли пришли с распадом СССР, в начале девяностых.
Первоначальный рецепт мюсли
Взять ложку геркулеса и замочить в трех ложках холодной воды на 12 часов.
Добавить столовую ложку лимонного сока, подслащенное сгущенное молоко и 200 г тертого яблока. Посыпать столовой ложкой молотого фундука.
Разновидности мюсли
Мюсли различаются по срокам хранения, термической обработке, наличию консервантов. В натуральных мюсли не содержится консервантов, так как они состоят из естественных природных пищевых ингредиентов. Мюсли бываютдвух видов: сырые и запеченные. Сырые мюсли (мюсли без термической обработки) содержат раскатанные хлопья, семечки, орехи и фрукты. В запеченных мюсли (гранола, кранч) злаковые смешивают с натуральными соками, медом, иногда небольшим количеством растительных масел, и запекают при низких температурах. В печи мюсли приобретают более выраженный и насыщенный вкус. Запеченные мюсли слаще, чем сырые.
Полезные свойства мюсли
Быстрое и питательное блюдо. Они достаточно долго перевариваются в кишечнике, медленно усваиваются, поддерживая на оптимальном уровне содержание глюкозы в крови. После такого приема пищи длительное время отсутствует чувство голода, именно поэтому мюсли часто включаются в состав различных диет при борьбе с лишним весом. При употреблении этого блюда чувство насыщения наступает очень быстро, поэтому съесть лишнее во время трапезы, скорее всего, не удастся.
Высокое содержание клетчатки в мюсли улучшает работу кишечника и способствует выведению из организма накопившихся вредных веществ: радионуклидов, солей тяжелых металлов, холестерина. Блюда, богатые сложными углеводами, к которым относятся мюсли, полезны при склонности организма к запорам, а также являются профилактическим средством для предупреждения образования опухолей в кишечнике.
Имея отличный витаминно-минеральный состав, мюсли оказывают благоприятное влияние на общее самочувствие, повышая настроение и жизненный тонус.
Содержащиеся в этом продукте витамины группы В стабилизируют работу нервной системы, витамины А и Е улучшают внешний вид волос, ногтей и кожи.
Самыми полезными являются мюсли из цельных злаков, которые наиболее богаты ценными для здоровья пищевыми соединениями, минералами и витаминами.
Противопоказания
Существенным недостатком этого продукта является низкая концентрация в нем аскорбиновой кислоты (витамина С).
Самыми бесполезными считаются мюсли с кокосом и растительными маслами. Такой продукт не стоит употреблять тем, кто хоть когда-либо сталкивался с неполадками работы сердца.
При склонности к аллергическим реакциям следует с осторожностью употреблять мюсли с добавлением меда, шоколада, орехов и тропических видов фруктов, а также с компонентами, к которым имеется индивидуальная непереносимость. Не следует включать эти разновидности продукта и в детское меню. При борьбе с лишним весом не рекомендуется заправлять злаково-фруктовое блюдо сахаром, медом, а также молочными продуктами, оптимальный диетический вариант мюсли готовится на воде.
Гитлер-Гитлер
Большинство биографов Адольфа Гитлера утверждают, что он был вегетарианцем с 1931 года (после самоубийства Раубаль, Гели) до самой смерти в 1945 году. Существует и множество аргументов против этого утверждения. В любом случае, обе стороны согласны с тем, что Гитлер если не исключал мясо из пищи, то по крайней мере ограничивал его употребление. Известно также, что у него был повар для приготовления вегетарианской пищи.
Гитлер очень любил льняное нерафинированное масло и всегда поливал им запеченный с сыром картофель. В своей книге Траудль Юнге (секретарша фюрера) рассказала о том, что Гитлер в основном питался кашами, пюре из семени льна, ел мюсли и пил овощные (скорее всего свежевыжатые) соки, больше всего он любил приготовленную фасоль, горох и чечевицу. Фюрер часто жаловался на скудность вегетарианского меню и питался по системе, разработанной профессором Забелем, основателем забелевского санатория. Его система была похожа на систему швейцарского доктора Бирчера-Беннера.
Мюсли-бар в Филадельфии
Дэвид Рот (David Roth) работал вначале как специалист по маркетингу и продаже бизнеса. У него было много клиентов, и карьера складывалась удачно, пока его не осенила идея. Он искал продукт, с которым были бы связаны глубокие традиции американцев, и понял, что его народ ни за что так не держится, как за кукурузные хлопья (а также хлопья из других злаков). Рик Бачер, молодой дизайнер, тоже был вдохновлен этим продуктом — он разрабатывал графические идеи для упаковки хлопьев на розничную продажу. Идея предложить хлопья как фаст-фуд стала для них вызовом и исключительной творческой возможностью.
Эта идея получила признание у инвесторов, и сегодня Дэвид и Рик уже предлагают желающим купить у них франшизу. Сначала это были скромные киоски, затем было освоено пространство фуд-корта в Университете в Аризоне. Теперь уже три кафе — в Филадельфии, Темпе и Чикаго — открыты в соответствии с концепцией потребления хлопьев. Ее авторы поняли, что американцы готовы есть хлопья с молоком в любое время дня и почти в любом количестве. (Согласно исследованиям Келлогс, 95 % жителей Америки употребляют это блюдо ежедневно дома.)
Теперь в их кафе-баре “Cereality” — впервые за пределами дома или гостиницы — можно увидеть 40 разновидностей зерновых хлопьев, которые насыпаются клиентам в любых сочетаниях. Таким образом, создан практически бесконечный ассортиментный ряд, который варьируется еще и топпингами — разными видами орешков, шоколадными горошинами, свежими фруктами, цукатами и сухофруктами.
Создатели учли, что у каждого клиента уже есть сложившиеся предпочтения, потому в витрине каждого кафе выставлены упаковки с теми видами снеков для завтрака, которые только удалось ввести ассортимент. Это не продукт «ноу-нейм», а вполне определенные марки хлопьев. Кроме того, здесь продаются мюсли в брусочках, соки, булочки, безалкогольные напитки, молочные коктейли, молоко семи видов — с разным процентом жирности, соевое, обезжиренное, безлактозное. Злаки подаются как горячими, так и холодными.
Создатели концепции планируют развить такие безопасные и несомненные с точки зрения пользы пункты питания в аэропортах, больницах, школах, вокзалах и офисных центрах. Почти сразу у них появились конкуренты в Майами, в других городах Америки. Идея получила распространение, но сами авторы отнеслись к этому философски, хотя предприняли попытки защитить свои слоганы и дизайн. В их задачу (и также в задачу нанятого ими агентства) входит защита около 50-ти фирменных слоганов и ряд бизнес-процессов, связанных с хранением и использованием зерновой продукции.
Мюсли 2.0 — mymuesli.com
Жили-были в баварском городе Пассау три студента — Филипп, Макс и Хубертус. До поры до времени были они самыми обыкновенными студентами. В один прекрасный солнечный день по дороге на озеро они услышали по радио рекламу мюсли. Она им не понравилась, и студенты стали развивать мысль: сперва — что бы они изменили в рекламном ролике. Дальше — больше: от ролика они перешли к самой концепции продажи мюсли, очень популярного в Германии продукта. То, что это самый лучший завтрак на свете, были уверены все трое. Оставалось только его оптимизировать. Идея пришла внезапно.
«Мы подумали: мюсли, которые можно купить в супермаркетах, — стандартные, фабричного изготовления. А почему бы не предложить покупателям возможность самим составлять мюсли-смесь?» — вспоминает один из трех основателей интернет-портала mymuesli.com Макс Виттрок.
«Сделай сам!» или «Твои мюсли — в твоих руках», — так можно было бы описать принцип работы интернет-магазинаmymuesli.com. Пользователю предлагаются 75 ингредиентов — начиная от самых обыкновенных овсяных хлопьев и заканчивая экзотическими орехами и даже желатиновыми мишками. Из них юзер может составить свою индивидуальную смесь мюсли.
Портал начал работу 30 апреля 2007 года, когда трое предприимчивых студентов практически уже окончили университет. За первый год существования оборот компании перевалил за миллион евро. С тех пор количество заказов постоянно растет. Молодые люди начинали работать втроем, теперь в их штате – 100 сотрудников с полной и частичной занятостью. Продукты они стараются покупать у местного производителя. Однако поскольку ананасы в Баварии пока не растут, ингредиенты импортируются из 20 стран. Заказы поступают не только из Германии, но и из Австрии, Швейцарии, Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.
источники: hnb.com.ua, domnz.ru, www.dw-world.de и др.
Комментарии
Подписаться