В детстве у многих из нас были бумажные куклы. Я вспоминаю свои – из советского журнала начала 90-х. На плохой бумаге располагались вверх ногами какие-то феечки в высоких колпаках и платьях со множеством мелких деталей, которые трудно было вырезать. Были и тоненькие книжки с куклами попроще и более детскими, которые остались от соседских девочек, но книжки жалко было резать.
Тогда трудно было представить, что бумажная кукла может быть не только дешевой заменой настоящей, но и объектом коллекционирования, а иногда – образцом стиля для массы женщин. Между тем именно эта роль отводилась бумажной кукле еще с викторианских времен, когда на бумаге печатались например, вот такие варианты детских и взрослых платьев.
Но самое смешное и яркое время бумажной куклы, помещенной внутри индустрию моды – это, пожалуй, 1960-е годы. Снова не только в отношении смыслов, но и в самом графическом дизайне. Перед вами вырезки из шведского журнала 1960-х, где в виде кукол изображены Шер, Твигги, Брижит Бардо, Донован и другие звезды того времени. Обратите внимание на трогательный черный контур и упрощенные формы, свойственные немного наивизированной журнальной графике этого времени, которую не спутаешь ни с какой другой. Ну и, конечно, сами короткие платья в духе Куррежа, перчатки, клетчатые бриджи, замысловатые хипповые наряды à la façon de Magical Mystery Tour, и прочее веселье.
Напоследок скажу, что в этом несомненно есть аналог появившейся после войны куклы Барби, но по-моему, в бумажном варианте соблюдена гораздо большая чистота стиля уже из-за его полнейшей условности. Бумажным куклам нельзя подражать – они нереальны и оттого прекрасны, а Барби казалась воплощенным идеалом, вторгающимся в материальный мир и оттого довольно пугающим.
А это страницы финского журнала с куклами, 1968 год. Немного более дамские и стилизованные под модные эскизы, но тоже ничего отражают время. Модель тоже конкретная – какая-то мисс Европы тех лет.
Комментарии
Подписаться