Views Comments Previous Next Search

Как выбрать фотошколу

102127
НаписалDarya Panina13 сентября 2011
102127

С наступлением осени на нас обрушился очередной вал предложений по обучению фотографии (от всевозможных фотошкол и частных преподавателей). На любом фотопортале видишь обещания разной степени убедительности сделать из тебя профессионального фотографа за 5-10-15-50 занятий. К сожалению, рынок фотообучения на данный момент чуть менее, чем полностью превратился в «развод лохов на бабки». Все кинулись преподавать: вчерашние выпускники фотокурсов, штатные фотографы арендных студий, многочисленные теоретики фотографии. Но горькое осознание того, что тебя «развели», знаний от занятий не прибавилось, а преподаватель сам с трудом отличает выдержку от диафрагмы, приходит уже в процессе обучения или после него.

Как новичку в фотографии оценить предложение фотошколы до оплаты курса? Как выбрать те курсы фотографии, после которых не придется переучиваться? В общем, как не стать очередным «фотолохом»? Давайте рассмотрим аспекты, на которые обязательно нужно обратить внимание при выборе фотошколы.

 

Выбор преподавателя

Фотографии надо учиться у практикующих фотографов. Бытует мнение, что хороший преподаватель сам не обязан быть хорошим фотографом. Рассуждения теоретиков фотографии забавны в своей наивности и отдаленности от реалий. К тому же, возникает закономерный вопрос — если он так хорошо знает как сделать хорошую фотографию, то почему же не может сделать этого сам?

Итак, преподаватель фотографии должен быть практиком, а его работы, само собой, должны вам нравиться. Но не каждый талантливый фотограф способен донести свои знания до слушателя. Для того, чтобы оценить преподавательские навыки вашего будущего наставника, следует посмотреть на него в действии, например, посетить пробный урок его фотокурса. Если фотошкола не предоставляет возможности до оплаты увидеть учебный процесс и пообщаться с преподавателем — это плохо. Значит есть, что скрывать: реальные занятия, скорее всего, не соответствуют описанным в рекламных текстах, а преподаватель несет такую чушь, что его людям стыдно показывать.

Можно сходить и на мастер-класс будущего преподавателя, но следует помнить, что мастер-класс не является учебным мероприятием. На нем мастер показывает, как он работает, не вдаваясь в объяснения того, что очевидно любому грамотному (пусть и начинающему) фотографу.

 

Программа обучения

Программа обучения должна быть четко структурированной, понятной и прозрачной. Вы должны понимать, чему вас будут учить на каждом конкретном занятии. Если вы не видите четкого описания программы занятия, значит преподаватель сам не может толком сформулировать, что и как он собирается вам показывать и объяснять.

К вопросу о соотношении в программе теоретических и практических занятий. Теоретическая подготовка будущему фотографу нужна обязательно. Не бывает искусства без ремесла. Не владея основами экспонометрии, физикой и математикой процесса, вы не сможете получить желаемую картинку, а будете делать кадры «вслепую», наугад, снова и снова терзая затвор своей камеры. Так что, если вас собираются учить, «не заморачиваясь на скучной теории» — бегите оттуда. С вас собираются взять деньги не за обучение, а за бессмысленную фототусовку. А потусить можно гораздо дешевле.

С другой стороны, теории может быть слишком много. Зачастую курс для начинающих состоит из сплошного сотрясания воздуха, дальше «разговоров о фотографии» дело не идет. История фотографии, жанры, тенденции и течения, фотографы и их фотографии и т.д., и т.п. «Воды», которой полны эти занятия, можно и в Интернете начерпать. Занятие по детальному разбору устройства вашего фотоаппарата также не нужно. Зачем платить за то, что преподаватель прочтет вам инструкцию к вашему фотоаппарату вслух?

И уж точно бесполезны энтузиасты, заявляющие о том, что они научат вас «видеть» за 10-20-30 занятий. Конечно, художественное видение, как и музыкальный слух, можно развить, но точно не за такой короткий срок. Помогают развить видение изучение законов композиции и колористики, посещение выставок, просмотр хороших фильмов и т.п. Чаще всего фотограф учится «видеть» всю жизнь.

 

Фотостудия

Если обучение проходит в арендованной студии, то поинтересуйтесь, насколько четкими будут временные рамки занятий. По своему опыту преподавания знаю, что уложиться в заявленное время очень часто не удается (слушателям может требоваться разное время для понимания вопроса). В арендной студии администратора мало волнует, что занятие еще не кончилось, кто-то не успел пофотографировать, а оплаченное время вышло и вам уже дышат в спину следующие арендаторы. Если у преподавателя своя студия, то проблем со временем, скорее всего, не возникнет.

Осветительного оборудования в студии должно быть достаточно. Любой профессиональный фотограф знает, что можно получить качественную картинку, используя всего один источник света. Но для качественного обучения часто необходимо создание сложных световых схем. Поэтому нормально преподавать, не имея хотя бы 5-6 источников света и большого выбора светоформирующих насадок, невозможно. Кроме того, каждая светоформирующая насадка имеет свои характеристики, поэтому, если студия предлагает «богатый» выбор из двух софтбоксов и одного зонта, ничему хорошему вас там научить не смогут. И еще — в дешевых студиях обычно один набор светоформирующих насадок на несколько залов, поэтому если, например, портретная тарелка сейчас занята на другой съемке, то группе придется ждать или заменять ее чем-то другим. И чему можно в таких условиях научиться?

 

Размер группы обучающихся

Можно с уверенностью сказать, что при размере группы более семи человек обеспечить усвоение материала каждым участником — достаточно трудно, а более десяти — нереально. Давайте посчитаем. Допустим, длительность занятия — 3 часа, размер группы — 15 человек. Как минимум час уйдет на подготовку модели и постановку света для съемки. Еще какое-то время уйдет на объяснение того, что и как мы снимаем (предположим, 15 минут). Если съемка на занятии ведется по очереди (к слову, только так и должно быть!), оставшееся время делим на 15 человек. Получается, что на индивидуальную работу с каждым слушателем и объяснения преподавателю остается чуть больше 5 минут. Преподаватели, набирающие большие группы, пытаются выйти из этой ситуации, позволяя всем слушателям снимать одновременно, всей толпой (происходит так называемый «расстрел модели»). В этом случае вам придется снимать не с той точки съемки, которая нужна, а с той, которую вы успели занять, и с которой в кадр не попадают части тела впереди стоящих. И о каком выстраивании кадра можно говорить, когда модель не знает, в какой из пятнадцати нацеленных на нее объективов смотреть и кому позировать? Качественное обучение в таких условиях не представляется возможным.

Для комфортной и вдумчивой работы размер группы не должен превышать 6-7 человек при длительности занятия 3-4 часа. В этом случае слушатели будут иметь возможность по очереди спокойно фотографировать и работать с моделью, а преподаватель сможет уделить достаточно времени каждому.

 

Уровень команды фотографа

Учиться надо на хорошем. В картинке все должно быть красиво, чтобы слушатель мог сконцентрироваться на процессе съемки, а не на маскировке ошибок начинающего визажиста или непрофессионализма модели. На занятиях должны работать профессиональные модели, чтобы не пришлось тратить время занятия и усилия преподавателя и группы на их раскрепощение и постановку. Нет ничего более забавного, чем начинающий фотограф и непрофессиональная модель вместе в студии. Хотя бы один из вас должен точно знать, что ему делать.

Если в курсе есть занятия по fashion-съемке, на них обязательно должен работать стилист, который может составить законченный образ. Если образ формируется из собственного повседневного и праздничного гардероба модели (внимание, велик риск появления в кадре «леопардовых» платьев!), и бус, которые совершенно случайно оказались на визажисте, это не fashion, а туфта.

Также имеет значение, приходят ли модель и визажист заранее или вместе в группой. Во втором случае придется минимум час слоняться по студии и ждать, пока модель накрасят.

Многие фотошколы говорят о наработке портфолио в процессе обучения. Ну глупость же. После окончания обучения получаем энное количество фотографов с одинаковым портфолио, снятым на занятиях. Причем, во всех фотографиях просматривается почерк преподавателя, потому что свет ставил он, команду тоже он собирал, да еще и удачный ракурс для модели посоветовал. Фотографии с занятий — это не более чем иллюстративный материал к освоенным приемам, чтобы вы могли повторить их при самостоятельной практике. Без которой, кстати, любое обучение — пустая трата времени. В общем, в процессе обучения вы должны видеть хорошую качественную картинку и хотеть фотографировать. Создать такую картинку может только хорошая команда. А «за еду» профессионалы не работают. Так что переходим к последнему вопросу.

 

Стоимость обучения

Стоимость обучения складывается из:

  • стоимости аренды или содержания студии. Час работы в качественной фотостудии стоит от 1000 рублей. Плюс амортизация оборудования, если фотостудия у преподавателя своя.
  • работа команды. Как уже говорилось выше, профессионалы хорошего уровня не работают бесплатно. Бюджет каждого занятия — это, как минимум, профессиональная модель и визажист. Если тема занятия — fashion, то оплачивается работа парикмахера и стилиста по одежде и аксессуарам.
  • работа преподавателя. Мастер не увидит никакого смысла делиться своими знаниями и опытом за сумму, меньшую, чем он зарабатывает на собственных съемках. Фотографы, готовые учить за гроши, чаще всего, невостребованны в профессии. А невостребованны — потому что ничерта не умеют. Чему же они cмогут научить?

Не ведитесь на дешевизну. Это именно тот случай, когда и дешево, и хорошо не бывает. Если курс стоит дешево, значит его авторы поступились какой-то из вышеозначенных составляющих качественного фотообучения. Следовательно, хорошего курса у них не получится, слушатели останутся недовольны и будут вынуждены платить кому-то еще, в надежде, что в этот раз их научат. Лучше накопить деньги и отучиться один раз, чем раз за разом платить за дешевые некачественные программы. Помните фразу: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи»?

Как ни парадоксально может звучать, хорошая фотошкола экономит ваши деньги. Конечно, можно учиться самостоятельно: читать литературу и самостоятельно практиковаться. Но посчитайте, сколько оплаченного времени студии вы потратите на самостоятельное обучение методом проб и ошибок, пытаясь заново «изобрести велосипед». Сколько съемок с оплаченной командой отправятся в корзину, потому что фотографии не получились такими, какими хотелось. Хороший преподаватель поделится с вами именно теми знаниями, которых ему самому не хватало, когда он учился. Даст нужную информацию по теории фотографии. Вовремя поправит, когда на практическом занятии вы начнете делать что-то неверно. Хорошая фотошкола сэкономит вам время, деньги и нервы. Внимательно подходите к ее выбору и не окажетесь в списке пострадавших от сурового и беспощадного российского рынка фотообучения. :)

 

Михаил Панин, фотограф и Дарья, менеджер фотошколы.

Оригинал статьи

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются