Автор: Sue Shellenbarger
Оригинал: http://online.wsj.com/article/SB10001424052970203935604577066293669642830.html
Многие люди думают об IQ как о генетическом свойстве наподобие цвета глаз – как о чём-то, с чем вы родились и проживёте всю свою жизнь. Но по словам Сью Шелленбергер и её авторской колонки Lunch Break, всё увеличивающееся количество свидетельств подтверждает, что IQ может меняться на протяжении жизни человека.
Показатели могут меняться постепенно или быстро, после буквально нескольких недель когнитивной тренировки, показывают исследования. Рост как правило настолько постепенный, что его почти невозможно заметить немедленно, а эффект влияния когнитивной тренировки на интеллект может исчезнуть уже через несколько месяцев.
В недавнем исследовании, 33 британских школьника проходили тесты IQ и сканирование мозга в возрасте от 12 до 16 лет и четырьмя годами позже; 9% школьников показали значительное изменение в 15 и более пунктов в результатах тестов.
На шкале, где значения от 90 до 110 были приняты за средние, один школьник показал рост IQ на 21 пункт, со 107 до 128, сообщила Кэти Прайс, профессор когнитивной нейробиологии и соавтор исследования, опубликованного недавно в журнале «Nature». Результаты другого школьника упали со средневысоких значений, до 96 со 114.
Флюктуации в личном результате теста часто списываются на ошибки измерения или «плохой день» у субъекта тестирования. Но сканирования мозга в данном исследовании показали изменения в зонах серого вещества, коррелирующих с флюктуациями, заявила доктор Прайс. Несмотря на небольшую выборку, это исследование привлекло к себе широкое внимание, поскольку является одним из первых экспериментов, который показывает, как изменения в значениях IQ могут отражаться в реальных изменениях в структуре мозга.
Предварительные тесты при устройстве на работу измеряют те же когнитивные способности, что и тесты IQ, и используются для отбора работников для многих видов деятельности.
«Существует множество мифов относительно IQ, которые утверждают, например, что IQ это фиксированное число, или что он является хрустальным шаром для предсказания будущих успехов», говорит Эрик Россен, директор подразделения Национальной ассоциации школьных психологов в городе Бетесда.
Первые более-менее надёжные тесты интеллекта в США были опубликованы в ранние 1900 годы, рассказывает Алан Кауфман, профессор клинической психологии из Йельского университета и соавтор нескольких подобных тестов. Результаты сравнивают людей друг с другом на основе широкого спектра когнитивных вопросов и заданий, от обработки информации и анализа паттернов, до решения соответствующих возрасту математических проблем и запоминания фактов или слов. Значения между 90 и 110 считаются средними. «Гений» может иметь значение свыше 140, говорит профессор Кауфман.
Тесты IQ являются предметом непрекращающейся критики. Их использование привело к ложной классификации многих детей как «интеллектуально неполноценных» в 1970 и 80 годах. Схожие когнитивные тесты, применяемые работодателями для оценки рекрутов, подвергаются нападкам, как дискриминирующие афроамериканских и испано-говорящих кандидатов. (источник говорит о реалиях американского рынка труда; прим.mixednews)
Сегодня в школах применение индивидуальных IQ тестов ограничено помощью в создании инструкций для детей со специфическими расстройствами способностей к обучению, и выявлением школьников для углублённых программ. Кейтлин Лундквист, президент «APTMetrics», консалтинговой фирмы в области человеческих ресурсов, говорит, что когнитивные тесты в наше время часто пересматриваются, чтобы искоренить их отрицательное влияние на различные меньшинства, и чаще всего используются как инструмент отбора при приёме на работу начального уровня.
Существует ряд шагов, которые люди могут предпринять, чтобы получить долговременные изменения в IQ. Тридцатилетнее исследование в Национальном институте ментального здоровья обнаружило, что люди, чья работа включала обширные комплексы взаимосвязей, использование сложных систем, взаимодействие с людьми или решение сложных проблем, чаще показывали более высокие результаты в когнитивных тестах. Результаты людей, чья работа проста и не требует особой мыслительной деятельности, показывали более низкие значения, говорит исследование, опубликованное в 1999 году в журнале «Psychology and Aging».
Сильнее всего мозг стимулируют новые задачи. Исследователи из Университета Гамбурга подвергли обследованию 20 молодых людей, которые в течение месяца учились жонглировать, и они обнаружили увеличение в соответствующей зоне серого вещества уже через неделю после начала тренировок. Дополнительное серое вещество уменьшилось, как только тренировки были прекращены, однако умение жонглировать у участников сохранилось, говорит исследование, опубликованное в журнале «PLUS One» в 2008 году.
Тесты IQ не измеряют такие способности как креативность, здравый смысл или социальная чувствительность. Они имеют дело со многими видами знаний и способностей, включая абстрактное мышление. Рост результатов в области абстрактного мышления является главной причиной, по которой среднее значение IQ повышается приблизительно на 3 пункта каждое десятилетие, начиная с 1930х годов, по данным исследований Джеймса Флинна, профессора Университета Отаго в Новой Зеландии. Одной из причин этого возможно является то, что дети проводят в среднем в два раза больше лет в школе, чем несколько десятков лет назад, говорит Уэнди Уильямс, профессор подразделения человеческого развития Корнелльского университета.
Флюктуации в значениях IQ на протяжении времени отражают благотворное влияние комплексной работы, музыкального обучения, продвинутых школьных программ и накопления нового опыта в течение жизни.
Школьное обучение в целом повышает IQ на несколько пунктов в год, по данным исследования Стивена Сеси, профессора психологии развития в Корнелле, и некоторых других. «Если вы посмотрите на IQ тест, он спрашивает вас о вещах вроде, «Кто написал Гамлета?» или «Почему мы платим за пересылку почты?» Ответы на эти вопросы вы, скорее всего, получите ещё в школе», говорит доктор Сеси. Даже невербальные способности, такие как собирание паззлов и пространственные задачи могут выигрывать от того, что современные программы математики включают в себя визуальное суждение с использованием матриц, лабиринтов, блоков или дизайн-чертежей, добавляет он.
Интенсивные тренировки могут повысить результаты тестов. Используя метод, известный как «N-назад», исследователи из Университета Мичигана изучали способность молодых людей вспоминать последовательности букв, быстро показывая на экране серии букв и прося их нажимать на кнопку каждый раз, как они видят на экране ту же букву, которая появлялась «N» раз назад, например один или два.
Тренировки по 25 минут в день на протяжении от 8 до 19 дней приводили к повышению результатов в тестах на гибкость интеллекта, с увеличением эффекта пропорционально длительности тренировки, говорит Сьюзан Джэгги, соавтор исследования. Судя по результатам исследований детей, эффект имеет свойство исчезать с прекращением практики, говорит доктор Джэгги. «Вам требуются периодические тренировочные сеансы, чтобы поддерживать изменения», говорит она. Другие исследования показали, что тренировка в быстром переключении умственных задач также может повышать результаты тестов.
Занятия музыкой также связаны с более высокими значениями IQ на протяжении жизни, согласно исследованию Гленна Шелленберга, профессора психологии Университета Торонто. Шестилетние занятия музыкой увеличили у детей значения IQ в среднем на 7.5 пунктов; эти результаты снизились до 2 пунктов ко времени поступления в колледж, говорится в исследовании, опубликованном в «Journal of Educational Psychology» в 2006 году.
В исследовании этого года, учёные из Университета Канзаса обнаружили, что практикующие музыканты, которые занимаются музыкой на протяжении более чем десяти лет, продолжают сохранять более высокие значения IQ и после 60 лет.
Комментарии
Подписаться