Недавно открыла для себя творчество Дюрера. Стыд мне и позор. Увидев его работы, подумала, что художник современный....каково же было мое удивление,когда я узнала, что роль Дюрера в истории мирового искусства настолько велика, что искусствоведы с полным правом называют конец XV и первую половину XVI веков "эпохой Дюрера".
Немецкий художник Альбрехт Дюрер творил на переломе эпох, когда был изобретен печатный станок и открыта Америка, в Европу потекли несметные богатства и измнились торговые пути, приходили в упадок экономические и политические союзы и рушились империи. Это был период расцвета гуманизма - нового этапа в развитии философии, познания мира, науки и искусства, период недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики.
Альбрехт Дюрер превратил гравюру в один из ведущих видов искусства и довел технику гравировки до такой степени совершенства, что мелкий серебристый тон его гравюр и тонкость работы затмили все, созданное в этом роде до его появления.
Самые знаменитые гравюры Дюрера - "мастерские гравюры" на меди, которые объединяет совершеннейшая, беспредельная виртуозность штриха, полнейшая покорность материала и инструмента мастеру, необычайное, невиданное прежде даже у Дюрера богатство светотени, сложность и свобода ритма.
"апокалипсис" Дюрера - пятнадцать гравюр на дереве. В них запечатлено не только огромное трагическое содержание, но и стремление художника к совершенству, его простодушие и мудрость, его связь с прошлым и прорыв в будущее. В этом произведении есть все, что свойственно великим созданиям переломных эпох. Пейзажные акварели Дюрера точно сегодня сделаны, это наше современное искусство, а местами они даже похожи на фотографию! Пейзаж Дюрера романтичен - это декорация для средневековых поэм, полных неожиданных приключений. В эти ущелья хочется заглянуть, в рощах спрятаться, в домиках и бургах отдохнуть...
Все до последних деталей Дюрер высмотрел своим поразительно зорким глазом и перенес без малейшего подчеркивания или ослабления на бумагу. При этом в иных из этих вещей поражает отсутствие обычной "дюреровской" графики.
Рука Дюрера, тяжелая рука резчика, столяра и медника, вдруг становится магически легкой, черты кладутся точно посредством дуновения и с такой баснословной уверенностью, что эти работы, если в них вникнуть, представляются прямо волшебными.
Дюрер работал много, упорно, порой очень трудно. Но ему была свойственна и моцартовская вдохновенная легкость, мгновенное озарение, казавшееся импровизацией гения тем, кто не знал, что стоит за ней. Это его свойство изумляло друзей и поклонников, приводило в неистовство завистников, как это впоследствии будет с Моцартом. Вдохновенная легкость ощущается во многих работах Альбрехта Дюрера...вот, на заметку тем, кто тоже был не в курсе)
Комментарии
Подписаться