28 июня, когда в России состоялась премьера фильма Люка Бессона «Леди», в Париже прошла встреча Аун Сан Су Чжи, вдохновившей французского режиссера на создание этой биографической картины, со студентами Сорбонны.
Попасть на эту встречу, учитывая, что имя Аун Сан Су Чжи известно каждому французу не только по фильму, но и по продолжительной истории борьбы против военной хунты, было не так просто. Никакой рекламы, конечно, не было. Информация распространялась сугубо в среде студентов престижного факультета Sciences Po. Впрочем, нам удалось вписаться, выбрав при регистрации опцию «по приглашению Министерства иностранных дел». Как это будут проверять, оставалось лишь догадываться.
Подходить на встречу попросили в 16 часов. Тротуар ко входу в Сорбонну был перекрыт полицейскими, которые просили тех, у кого нет распечатанного приглашения, переходить на другую сторону дороги. Нужно было видеть лица некоторых из тех, кому пришлось пойти не тем путем, на какой рассчитывали. У входа девушки проверили еще раз наши распечатки и паспорта — «Приятного вечера!» Впереди осматривают большие сумки, но мой портфель никого не заинтересовал. Входим в амфитеатр, заполненный почти на половину. Публика разная — от взмыленных поисками Сорбонны азиатов до спокойных студентов Sciences Po. Ближе в 16:45, когда двери на вход будут закрыты, зал заполняется.
На сцене рассаживается молодежь. Странно, совсем по-русски смотрятся две девушки в первом ряду в крайне коротких юбках. Вокруг снует Элиз Люсе из France 2, дает какие-то указания ребятам в первом ряду. Им, видимо, предстоит задавать вопросы. В центре стоят два бархатных кресла и прозрачная трибуна. На огромном экране сверху — афиша лекции.
На часах чуть больше пяти... Выходит Элиз Люсе и спотыкается. Мотнувшись в сторону, она быстро находится и отвешивает реверанс, вызвав небольшой взрыв аплодисментов. И вот она приветствует публику и приглашает Аун Сан Су Чжи. Раскрываются двери, в которые проходят двое мужчин в смокингах, с орденскими цепями и шпагами. За ними в зал вплывает живая легенда — Аун Сан Су Чжи. Зал встает и взрывается аплодисментами. 5 секунд, 10, 30, 60...
Бирманка лишь водит головой и еле заметно кланяется, но не останавливает. На 17-й день своего европейского турне к подобному приему она должна была уже привыкнуть. Ей аплодируют на улицах, ей аплодируют политики, ей аплодируют студенты. Идет уже третья минута непрекращающихся рукоплесканий. Но вот ведущая указывает гостье, куда присаживаться, и зал стихает...
Слово берет сначала ректор Парижской академии Патрик Жерар, потом его подхватывает министр высшего образования и научных исследований Франции Женевьев Фьоразо, которая, кажется, не до конца понимает, что зал ждет выступлений совсем другого человека. Но вот успокаивается и она... Аун Сан Су Чжи проплывает к трибуне и начинает выступать. Оказывается, актриса, сыгравшая в фильме «Леди», не только внешне похожа на свой прототип, но и голосом и даже легким акцентом.
- В любой ситуации человек должен найти в себе силы и мотивацию, чтобы не просто выживать, но расти и развиваться. Ведь именно развитие и есть жизнь, - выступление и ответы на вопросы женщины, проведшей 15 лет под домашним арестом, полны пережитой и сто раз проверенной мудрости. - Грусти и переживаний о прошлом в жизни просто не должно оставаться места.
Аун Сан Су Чжи спрашивают обо всем: не жалеет ли она, что вынуждена жить вдали от детей; не считает ли, что ее программа развития школьного образования может уничтожить языки национальных меньшинств Мьянмы; готова ли она возглавить новое правительство и реально ли вообще перейти от военного режима к демократии.
-
Мы учимся на истории всех подобных движений — ЮАР, Чехия, Южная Корея, Индонезия и Южная Америка.
-
Компромисс — это не совсем демократия. Демократия — это власть народа, и мнение каждого из граждан должно быть так или иначе учтено. Мне больше нравится слово «консенсус». Что же касается компромиссов, то они ведь тоже могут касаться принципов, а могут — лишь тактики и стратегии.
-
Развитие экономики и демократия — две вещи, не связанные друг с другом напрямую. Бирманцы не хотят просто становиться богаче. Они хотят иметь возможность на самоидентификацию.
-
Если нам удастся перейти к демократии, речь не пойдет о «наказании» людей, которые находятся сейчас у власти. Нашей задачей будет развитие общества. Но идти в будущее можно, лишь будучи лицом к лицу с прошлым. Так что ничего забывать мы не будем.
-
Помочь нам в нашей борьбе возможно. Я хочу, чтобы все поддержали Financial Transparency System, которая начала работать в Евросоюзе и получила бы свое развитие в мировом масштабе. Нужно следить, чтобы деньги, идущие в Мьянму, доставались не одним и тем же людям, близкими к генералам, ведь иностранные инвестиции должны, прежде всего, порождать новые возможности.
Полтора часа пролетели незаметно. И вот Элиз Люсе говорит, что встреча подошла к концу, благодарит всех за вопросы и предлагает поприветствовать гостью. Зал вновь в едином порыве поднимается с мест и вновь начинает рукоплескать. И вновь это длится минута за минутой. И вновь аплодисменты прерывает ведущая, увлекшая Аун Сан Су Чжи в раскрывшиеся двери.
И пока в России начинается показ красивого фильма «Леди», а лидеры оппозиции открещиваются от арестованных участников майского митинга, называя их «провокаторами», лауреат Нобелевской премии, проведшая 15 лет под домашним арестом, выбравшая родную страну, а не спокойную британскую жизнь в кругу семьи, Аун Сан Су Чжи говорит: «Если хотя бы один человек в Мьянме будет хотеть жить в демократической стране, я буду считать, что делала все это не зря».
Комментарии
Подписаться