AirDye
Технологию безводного окрашивания AirDye разработала калифорнийская компания Colorep (ныне — AirDye Solutions), поставившая sustainability во главу угла. В отличие от традиционного способа окрашивания, страдающего избытком используемой воды и выбросов тяжелых металлов, технология AirDye предполагает вживление красителей в волокна ткани под давлением воздуха. Происходит это так: сначала ткань тщательным образом прогревается, а затем подвергается газовой атаке красителя. Молекулы реагента не остаются на поверхности полотна, а попадают непосредственно в волокна. Именно по этой причине одежду, прошедшую AirDye, можно стирать при любой температуре (цвет не изменится) без типичного разделения на цветную и белую. Учитывая то, что на текстильное производство приходится около 20 процентов мировых промышленных загрязнений и что как минимум 72 токсических соединения, обнаруженных в мировом океане, — вина традиционного окрашивания, технологию AirDye можно назвать революционной. Принты, кстати, с недавних пор также можно наносить при помощи AirDye — жаль, что только на синтетику и только на территории США. Технологией уже пользуются Costello Tagliapietra, Patagonia, Argenti, Miss Peaches и A Lot To Say.
Recycling
Примеров переработки материалов в истории немало, однако в качестве полноценной технологии, применяемой в фэшн-индустрии, recycling известен сравнительно недавно — на волне растущей популярности экоидеи. Суть проста: переработать уже существующие продукты в ткань (в основном в полиэстер — одно из самых популярных в индустрии волокон синтетического происхождения) или реинкарнировать те, которые по тем или иным причинам остались неиспользованными. Но если по линии «продукты — ткань» фэшн-индустрия (по крайней мере ее часть, особенно в Америке) движется уже давно, то история про воскрешение — относительна нова. Едва ли не первой на этом пути оказалась линия Armani Jeans. В 1995 году марка затеяла эксперименты с повторной переработкой денима и добилась своего: первые recycled-denim джинсы даже выставлялись в миланском Институте науки и технологий. Та же участь постигла шерсть с хлопком. Уже тогда стало понятно, что у recycling большое будущее. Ведь, помимо мало кого заботящей sustainability, эта технология позволяет производить много и по сходной цене даже тогда, когда, например, в Узбекистане или Перу случаются хлопковые неурожаи.
Upcycling
Upcycling зачастую путают с recycling, что в корне неверно, ведь upcycling предполагает использование в качестве исходных материалов винтаж, а также всевозможные остатки и обрезки, в том числе дефектные. Можно себе представить, какое это количество в абсолютных цифрах, если только в Великобритании ежегодно производится около двух миллионов тонн текстиля! Этот факт не остался без внимания производителей, озабоченных sustainability, тем более что upcycling по большому счету ничего не стоит. Можно делать сумки из старых сари, как это делают в Rising Tide Fair Trade, новые платья из старых винтажных, как Beyond Retro, и сложноскроенные женственные платья из обрезков, как Орсола де Кастро и Филиппо Риччи из From Somewhere. (Последние, кстати, являются основателями и кураторами Estethica — эковыставки в рамках Лондонской недели моды.) Можно сотворить мини-юбку из сумки Louis Vuitton, как это сделал известный американский дизайнер Мигель Адровер. Иначе говоря, upcycling — это история про то, как слепить новое из старого и не расходовать понапрасну природные ресурсы.
DPOL
В среднем около 30 процентов от объема исходного материала приходится на обрезки, которые в лучшем случае подвергаются процессу upcycling, а в худшем и наиболее вероятном — выбрасываются вместе с трудом фермеров, крестьян и так далее. Индийский технолог Сиддхартха Упадхьяя, работающий на бренд August Fashion, предложил решение проблемы отходов — технологию DPOL (Direct Panel on Loom). Станок, подключенный к компьютеру, ткёт по заданным конструктором шаблонам части изделия, которые затем вручную сшиваются — получается готовый текстильный продукт без отходов. Таким образом, DPOL сохраняет пряжу, красители и химикаты, сокращает время выполнения работы почти на 50 процентов и даже может обрабатывать небольшие заказы. Одежда, сделанная таким образом, получается уникальной и практически не поддается копированию, а природные ресурсы остаются в целости (насколько это вообще возможно). Так, DPOL экономит 70–80 % воды по сравнению со стандартными методами производства одежды.
BioCouture
Бактерии, производящие целлюлозу, впервые были получены американскими специалистами Малкольмом Брауном и Дэвидом Ноблсом в конце 2007 года. Однако проект, задуманный как средство снижения нагрузки на леса, получил неожиданное продолжение — правда, уже в Лондоне. Студентка St. Martin’s School Сюзанна Ли инициировала проект BioCouture, исследующий возможности выращивания одежды. Поместив в емкость с зеленым чаем эти бактерии, спустя некоторое время девушка обнаружила текстильный материал, из которого — вуаля! — получилась куртка, по виду и на ощупь напоминающая овощную корку. Процесс выращивания листов для куртки длился около трех недель, после чего они были высушены в том виде, в каком требовала идея куртки. Как выяснила Сюзанна Ли, для окрашивания изделия не требуется протрав — только самую малость красителя. В настоящий момент Сюзанна пытается скорректировать свойства материала, сделав его более прочным и гидрофобным, а также вырастить платье, которое, несмотря на кажущуюся утопичность проекта, обещает стать началом новой эпохи в фэшн-индустрии, когда планету наконец-то оставят в покое.
Комментарии
Подписаться