Если честно, я не раскладываю мусор по разным пакетам: бумага с бумагой, стекло отдельно и так далее. «Логично», — скажете вы, если посмотрите на совершенно обычную помойку у меня во дворе. Интересно, в Москве вообще есть другие варианты? Если кто-то даст мне полезный совет в этом направлении, заранее спасибо.
Лет семь назад я вообще не задумывалась о таких мелочах. Впервые меня пристыдили мои замечательные парижские однокурсники. «Как? Ты не сортируешь мусор?» — и взгляд как на пресловутого белого медведя с Красной площади. Это был первый маячок, а потом я с удивлением узнала, что сразу несколько человек у меня на курсе в IFM пошли учиться модному менеджменту именно для того, чтобы участвовать в fair trade в приложении к моде. И что же? Клеман сначала устроился на стажировку к своим почти ровесникам Misericordia, только начинавшим тогда затею с производством в Перу. Потом он и вовсе скрылся где-то в Катманду, в какой-то очень этической модной компании. Другая моя однокашница, Клеманс, уже шесть лет работает в крупнейшей fairtrade-организации Max Havelaar, хотя у нее были предложения сразу от нескольких люксовых марок. Ну а я? Я не могу сортировать мусор, зато в нашем магазине появилась первая этическая марка украшений Cruselita, и мне это очень нравится.
Название Cruselita немного созвучно французскому слову croisade, «крестовый поход». Познакомившись с основателями этой французской марки, я поняла, что тут не только созвучие.
|
|
Карин Родригез и Эмерик Крёз по полгода проводят на Мадагаскаре, отыскивая новые материалы, лучших мастеров, контролируя выполнение всех своих планов. Но всё равно самым приятным моментом называют именно запуск марки в августе 2006 года. То есть ни капельки не жалеют. |
«Мы уверены, что можно совмещать моду и долг, я имею в виду наш долг перед планетой и человечеством, — говорит Карин. — Во всяком случае, это именно то, что мы пытаемся делать. Выбираем натуральные (рог, рафия) или переработанные (алюминиевая упаковка, жестяные бочки) материалы. Следим за тем, чтобы в процессе изготовления вещей не образовалось никаких вредных для природы отходов, берём только натуральные красители, по максимуму используем то, что остается от других производств. На Мадагаскаре мы активно участвуем в программе восстановления леса и, конечно, адекватно оплачиваем труд малагасийских рабочих и поддерживаем сохранение местных ремёсел».
Ассортимент Cruselita за пять лет существенно расширился и подтвердил серьёзность намерений своих основателей. Название марки, по замыслу Карин и Эмерика, символизирует соединение, скрещение (croisée по-французски) путей между разными мирами и культурами.
Микс культур и фантазий, синергия между дизайнерами и ремесленниками делает стиль Cruselita особенным, расположенным где-то между этникой и урбанизмом. Каждая вещь выполнена из натурального или рециклированного материала, неповторима и полностью сделана вручную. Основные материалы, с которыми работают Cruselita, — те, которыми богат Мадагаскар. Во-первых, алюминий. Бывшие аэрозоли, консервные банки, металлические упаковки тщательно отбираются, очищаются, а потом руками малагасийских рабочих трансформируются в звёзды, круги, рыб, сердца, божьих коровок и любые другие предметы. Естественно, каждое украшение уникально, получается такой экологический люкс: спасая природу от загрязнения, приобретаешь уникальный дизайнерский продукт.
Другой материал — рог зебу, горбатого быка, распространённого в Африке. Особенности зебу — длинные красивые рога, низко свисающая кожа под головой, что-то вроде огромного подбородка и большой горб, иногда даже два. Символ Мадагаскара, зебу, воплощает для местных жителей величие, царственность и силу. Плюс он дает довольно много молока, мяса и работает на полях. Малагасийцы издавна использовали рога мёртвых зебу для изготовления декоративных и функциональных предметов. (Естественно, в производство идут только рога животных, умерших своей смертью, специально ради рогов их никто не убивает.) При помощи как древних, так и современных технологий рога нагревают, прессуют, размягчают, расправляют, уплощают, отливают из них разные формы, сушат, полируют. Чтобы сделать по-настоящему красивую вещь из рога, необходимо произвести довольно много манипуляций. Зато в результате выявляется восхитительная фактура рога — множество оттенков от белого до чёрного, включая кофейный, слоновую кость и шоколадный, с причудливыми узорами. И опять-таки каждая вещь по определению уникальна.
Сегодня Карин и Эмерик уже могут поделиться опытом с теми, кто только вступает на территорию этической и экологической моды. «Самым сложным, — говорит Эмерик, — оказалось не сдаваться и придерживаться той линии, которую мы выбрали с самого начала. И, естественно, поддерживать производство в другом полушарии, преодолевая пространственные, временные и культурные границы». Соблюдать уровень качества удаётся при помощи живущей круглый год в Антананариву команды молодых энтузиастов, постоянно перемещающихся между Парижем и Мадагаскаром.
Бывшие аэрозоли, консервные банки, металлические упаковки тщательно отбираются, очищаются, а потом трансформируются в звёзды, круги, рыб, сердца и божьих коровок
До Cruselita Эмерик много путешествовал по Африке и в середине 2000-х создал компанию, выпускающую предметы интерьера по принципам этической торговли. А Карин в 2003 году открыла собственный магазин этических аксессуаров в Париже. Cruselita стала печворком из разнообразного опыта и равнонаправленных устремлений этих людей.
Существенная часть денег, вырученных от продажи изделий, идёт не только на возобновление мадагаскарских джунглей, но в первую очередь на помощь конкретным людям. Строительство школы, больницы, жилых домов, морского транспорта малагасийцев, поддержка мастерской, трудоустраивающей малоимущих жителей — всё это, наряду с производством бус из сердец и гирлянд из рыбок, входит в число обязанностей команды Cruselita. Так они видят свой долг и призвание.
Украшения Cruselita в Click boutique.
|
|
Об авторе: Женя Федоровская — совладелец интернет-магазина Click-boutique.ru, журналист. Окончила филфак МГУ и postgraduate курс по менеджменту и маркетингу моды в парижском Institut Francais de la Mode. Работала редактором моды в разных журналах, а получив дополнительное образование — бренд-директором и байером для марок Evgenia Ostrovskaya, SoFrench, E2O и Lillies в Китае и в Москве. |
Комментарии
Подписаться