Не так давно на одном «костюмном» форуме обнаружила интересную для себя тему - мода 1960-х. Дамы очень хорошо разбирались и в материалах, и в высоте каблука. Но при этом были поголовно уверены в том, что мини-мода 1960-х - это некое выражение пресловутой сексуальной революции. Мол, она победила и мини-юбка сделалась актуальной. И, что интересно, уличить их в незнании матчасти - сложно, ибо почти во всех книжках по истории моды написано именно так. Я понимаю, сейчас любое действие или явление «принято» соотносить с тем уровнем сексуальной дозволенности, которая существовала в обществе. Мол , когда «можно» - юбки вверх, а когда «осторожно» - юбки вниз.
Почему же именно мини-юбочка стала одним из актуальных символох тех лет? Для начала давайте порассуждаем о том поколении, которое эту мини-юбку приняло и полюбило. Те, кому в 1965 году было 20 лет, воспринимались как невероятно счастливое поколение - выросли без войн, без тотальных потрясений. Тогда на Западе часто сравнивали послевоенный период 1920-х-1930-х гг. с аналогичным периодом, наступившим после 1945 года. Считалось, что после Первой Мировой войны автоматически наступила эпоха подготовки к следующей войне, что создавало в обществе настроение тревоги и дискомфорта. Напротив, Вторая Мировая война отрезвила все народы и заставила их двигаться в «мирном» направлении.
Так вот, мамы-папы, которые прошли войну и подняли экономику, позволили своим детям...быть юными. Западная (да в какой-то мере и наша) молодёжь 1960-х - это, по существу, первое поколение, которое восприняло юность не как краткий миг между детством и зрелостью, а как полноценный пласт жизни. Если же вернуться к моде 1960-х, то это - сплошное заигрывание с детским силуэтом. Короткая юбка, трапецевидная форма, крупный горох, крупная клетка, невинный бантик на белом прямом платьице без рукавов - всё это взрослая мода «утащила» из подростково-детского гардероба. На обложках журналов появилась девочка Твигги с тинейджеровским размером одежды. Она и позировала, используя детские манеры - ставила ножки носками вовнутрь, удивлённо приоткрывала рот, таращила глазки.
Конечно, в 1960-е в моде были и статные дамы со зрелыми формами, например, София Лорен, однако, не она стала главным лицом десятилетия. Софии Лорен, как будто всегда 38 и ни годом меньше, а моду диктовали совсем юные или те, кто в состоянии оставаться таковыми как можно дольше. К тому же, с конца 1950-х в архитетектурно-дизайнерскую моду вошли минимализм и рацио. Актуальны сделались подзабытые имена - Мондриан, Татлин, Брак, Жаннере. Конструктивизм снова сделался популярен - после многолетнего увлечения пышным неоклассицизмом (не только в СССР, но и по всей Европе!) решили вспомнить о чётких линиях 1920-х годов.
С другой стороны, началось увлечение яркими локальными цветами - возникли все эти жёлтые треугольные столики, красные креслица-пуфы, плафоны в виде усечённых конусов и так далее. Причём, в советской прессе высмеивалась эта западная любовь к минимализму ради самого минимализма. Типа, кубическая форма там хороша не потому что для чего бы то ни было удобна, а потому что она - кубическая. Рационализм подменяется буржуазным формализмом, игрой в форму.
В СССР на первом месте стояло рацио. Но и тут... В потрясающей книжке П.Вайля и А.Гениса о советских 1960-х есть интересные данные - в некоторых новых домах тогда не обои клеили, а просто раскрашивали стены в разные цвета, иной раз - рисовали какие-нибудь ромашки-лютики. Всё - ярко, сочно, как для...детского сада. Причём, это не сами жители так извращались, а именно архитекторы. Конечно, все эти художества в 1970-х заклеили обоями, но сам факт! Это была какая-то повсеместная игра в кубики. Опять-таки, как у нас рисуют дети? К примеру, человечка. При помощи простых геометрических форм. Голова - круг, ноги - палочки и так далее. Вот этот детский по сути стиль и прижился в эпоху, когда в воздухе витала идея юности.
Кстати, и сексуальная революция была логическим продолжением этой затянувшейся весны: секс ради удовольствия, а не ради деторождения. Это просто одна из форм отказа от скучной взрослости, а не глобальная причина всего и вся. А что же в СССР? У нас тоже был культ юности, правда, он имел совершенно иные средства выражения. Если на Западе швыряние на помойку «ампирных» столиков трактовалось, как смена устаревшего интерьера на модерновый, то в СССР то же самое действие называлось борьбой с мещанством и пошлостью. Результат был один и тот же - «ампирный» столик на помойке, но идеологическая база - разная.
1960-е...Осенью 1961 года на волне хрущевской «оттепели» и при участии нового поколения молодых инструкторов горкома ВЛКСМ открылось кафе-клуб «Молодёжное» на улице Горького, давший начало целому движению молодежных кафе в СССР в 1960-е годы. Именно там проводился первый Московский фестиваль джаза. Именно в эти годы в мировой практике Haute Couture появился феномен молодёжной моды. Если раньше модные журналы были ориентированы, в основном, на людей зрелого возраста, то теперь одежда, создаваемая для юных, становится «авангардом».
Иначе говоря, молодёжная мода диктует свои линии, а не «тащится» за модой 30-летних. Забавная деталь из культовой книги «Понедельник начинается в субботу». «Голова бабки поверх чёрного пухового платка, завязанного под подбородком, была покрыта весёленькой капроновой косынкой с разноцветными изображениями Атомиума и с надписями на разных языках: «Международная выставка в Брюсселе». Явный элемент юношеской моды - на бабке.
1960-е прочно ассоциируются с весной - с юностью года. Наибольшее выражение это весеннего настроения передано в фильме Г.Данелии «Я шагаю по Москве», хотя в кадре - лето. Этот фильм тогда удивил многих критиков своей явной бессюжетностью - просто один день из жизни молодёжи, безо всякой поучительности, морали, выводов и т.д.
«Бывает все на свете хорошо,-
В чём дело, сразу не поймёшь,-
А просто летний дождь прошёл,
Нормальный летний дождь...»
Когда хорошо просто так - это и есть нормальное состояние молодости. В фильме показана жизнь-предвкушение. Сегодня хорошо, а завтра будет ещё лучше! 1960-е - это свежий ветер, это открытые окна, это лёгкость. Юность - это искренность, открытость, непримиримость и бескомпромиссность. Именно эти, сугубо юношеские качества, приветствовались и пестовались. Так с чего мы начали? С мини-юбки. Полагаю всё же, что мини-юбка - это эпохальный символ отказа от взрослой рутины, а не банальная завлекалочка...
Комментарии
Подписаться