Что мешает молодым русским модельерам по-настоящему встать на один уровень с западом? Почему не появляется легендарных имен? Вопрос только на первый взгляд сложный ведь ответ очевиден:
Для начала — обратите внимание на то, что есть сейчас на рынке отечественного дизайна: сложно судить — но стоит всегда называть вещи своими именами: бренд Симачева популярен только среди пермских пацанчиков носящих его футболки под спортивку адидас. Чапурин, «имеющий вип-клиентуру на западе» - в итоге не часто наблюдается на западных селебритиз, а вложения в Пластинину и ее первый русский масс-маркет не конкуренты за рубежом своим же аналогам несмотря на мощный пиар с привлечением кумиров подростков. Конечно ситуация уже не такая как в девяностые, когда в России имена «великих-и-ужасных» Зайцева и Юдашкина вызывали трепет. Но и координально ничего не изменилось. Безвкусица, отсутсвие стиля и тотальное непонимание уместности одежы среди массовых потребителей только прогрессирует — да и идеи остаются те же, немного мутируя в соответсвие времени.
Конечно, скажете Вы, есть огромное количество и других дизайнеров, много новых имен, и даже еще совсем молодых и талантливых. Но представьте себе всех тех, кого вы имеете ввиду и их творения, и сразу же сравните с последними коллекциями ведущих мировых модельеров или брендов — никакого сравнения! Достаточно просто взглянуть на последнюю коллекцию постоянного участника модных шоу на музыкальных каналах Леонида Алексеева, чтобы понять, как сильно заигрался мальчик в обрусевшего денди, чья вычурность претендует на безвкусие, нежели на оригинальность! Даже дико популярные в соц.сетях среди продвинутой молодежи такие как PEREPUTKA, FORTYTWO или Yanina Vekhteva скорее вариация на заданную тему, чем оригинальная идея. И, учитывая, что есть такие драгоценные камни как Kirill Mintsev, то почему же из раза в раз он, выдавая великолепные идеи, так и не войдет в историю российского дизайна? В рамках нашей страны — в сравнении со своими коллегами есть талантливые новички, но если обратить внимание на запад — там просто все в разы интереснее. В России либо выдают крутые идеи, и жемчужинами бросают их под ноги, втаптывая в грязь,будьто не замечая; либо клонируют пусть и более кислотных и вычурно-надуманных интерпретациях запад, ничего не превнося своего!
Причины просты, и самая понятная из них, то что история развития коммерческого дизайна на западе гораздо больше. Западные модельеры просто уже давно прошли все этапы и в каждом определенном сегменте выработан свой стиль, особенности и каноны, которые периодически тот или иной с шумом нарушает — делая новый виток в развитии. У нас же недокручена даже первая спираль этого самого развития и вести речь о создании общей сферы, в которой работали бы все кто имеет отношение к моде и дизайну, еще рано. Про тех кто действительно обладает талантом в нашей стране можно сказать, что у них «глаза разбегаются» от возможностей — и они пробуют себя во всех направлениях — потому что чувствуют, что могут сделать круто везде, где приложат руку. Но в итоге не доводят начатое до конца. К примеру, питерский талант Artem Gvozdev, создавший отличную по идее и простую до гениальности в воплощении коллекцию trash celebreties, так и оставил дизайн одежды под собственным именем в подвешенном состоянии занявшись другими, не менее креативными проектами.
Тот же Artem Gvozdev на вопорос об основных проблемах в развитии молодых отечественных дизайнеров ёмко набрасывает словами: «..Деньги, где продавать, клиенты...», и советует в любом случае искать инвестиции в свои проект: «Необходиимо просто больше общаться с людьми, дружить со всеми, быть открытым, не лохом». Но и он залогом успеха называет все-таки талант: «..Главное чтобы был талант и творческий потенциал и желание перевернуть мир, куча амбиций»
Но даже в такой ситуации казалось могут вырости толковые бренды, хотя бы в категории масс-моды, столь популярной среди молодежи. Но и здесь пустота — бренды появляются мертворожденными - без понимания не только изначальной концепции, но и целевой аудитории. Без анализа потребительской среды и просто по желанию его создателя. То же происходит и с новомодными молодыми дизайнерами, такими как Костя Гайдай, мечущимся между капсульными коллекциями для сомнительного трикотажа в «Твое» и участием в создании подиумных вещей!
Возможно всему виной серость публики: Знаете ли Вы что за пределами МКАДа огромное количество людей все еще считает что купить джинсы на рынке дешевле чем в магазине по распродаже? Консервативны и люди обладающие достатком среднего и выше сроеднего уровня. Здесь не до модных тенденций — и будь даже дизайнер просто суперталантлив, в провинции он не имеет аудитории, а значит и стимула для развития.
Но в то же время — дизайнер из глубокой из провинциального Иваново — Ольга Каурцева успешно проходит кастинг и участвует в шоу «Подиум» на МэТэВэ. По ее словам секрет в решении трудностей состоит в том, чтобы -«...оставаться на положительной волне, в рабочем состоянии. Уныние для творческого человека сродни самоубийству. Потому слово “проблема” рекомендую просто вычеркнуть из своего лексикона, заменив его на “задачу, необходимую решить в кратчайшие сроки”
Да, обстоятельства никогда не оправдывают человека. Молодые дизайнеры и дизайн-студии растут как грибы после дождя. Открывающиеся шоурумы и онлайн магазины только способствуют этому (особенно популярны подобные магазины в Питере). Молодежь живо интересуется эксклюзивными брендами. От большого шага вперед, от появления Первого знакового молодого дизайнера удерживает лишь самоограничение: Молодые дизайнеры в нашей стране сейчас просто не в силах предложить что-то уникальное. Точнее уникальных вещей много, но ни одна соременная дизайн студия не может вложить в свою одежду общую концепцию — такую, что будет интересна большинству, объединит продукцию в единое целое и послужит отличным от других идейным обоснованием. Те модельеры, которые сейчас делают одежду могут спокойно разделить свою коллекцию и отправить свои вещи по одной в разные шоурумы -никому из покупателей (когда в каком нибудь эксклюзивном магазине они возьмут в руки сие произведение) и в голову не придет, что оно (произведение) — часть коллекции. Вспомните последнюю коллекцию DSQUАRED2 – там такое сделать при всем желании просто невозможно!
Да, таланты творят — красиво, вычурно, эпатажно. Но они делают это на эфемерного потребителя, не видят лицо того кто будет носить их одежду. Тем более они не понимают — куда их одежду можно будет одеть «на вечеринки» самый частый ответ про какие-нибудь ультракороткие мужские шорты. Что за вечеринки зимой в Архангельске или Тюмени куда ходят в шортах? Покупают такие странные вещи — такие же редкие ультрамодники. Их количество ограничено и не растет — как и тиражи дизайнерских изделий. Отсутсвие общей концепции тщательно срывается дизайнерами и маскируется театральностью и малой носибельностью одежды. Дизайнер делает «искусство» - пусть оно невостребовано, коммерцию делать унизительно. Это больше похоже на капризы маленьких детей, которые носят широкие штаны называя себя репперами, хотя Эминиему уже исполнилось сорок лет и он давно уже переоделся в удобное! Так и они упрямо не хотят делать носибельную одежду прикрывая нон-комформизмом отсутсвие таланта или страх к экспериментам.
Печально но в настоящий момент в Росии нет ни одного дизайнера сопоставимого с Гальяно или Маккуином, и, судя по новому поколению, не появиться еще очень долго!
Причины подобного положения дел закономерны: они кроются во времени — во времени, которое страна потеряла, во времени которое потеряли люди этой страны, живя в мировой изоляции и неуклонно отставая от остального мира во всем. Безусловно в настоящий момент нашим модельерам сложно быть актуальными как для себя, так и для остального мира. Практически отсутсвует внятная система обучения: есть несколько ВУЗов, которые практически в состоянии стагнации из-за отсутсвия конкуренции и олдового преподавательского состава. Нет и грамотной системы получения грантов и стажировок, последние зависят от удачливости начинающих дизайнеров в разного рода конкурсах. О конкурсах стоит сказать отдельно — они делаются скорее в рамках поддержания на плаву пиара известного лица, нежели чем реально для продвижения молодых талантов. Конкурсы страдают ретроградами в судейских коллегиях, предопределенностью результатов, а большинство из них отправляет на стажировки в Азию (что, конечно, тоже неплохо, но тем не менее это не Европа).
В результате: обилие талантов без вектора, череда аутентичных коллекций — без покупателя. Есть общая, пусть и пестрая, но все таки, масса, российских дизайнеров, но нет понимания современного российского дизайна и направления его развития!
Комментарии
Подписаться