дизайнерский бизнес по-русски. публикация в журнале PROfashion
Обратная сторона луны.
До недавнего времени занятие дизайном одежды в нашей стране казалось делом нескольких энтузиастов. Лишь единицы дизайнеров рассматривали свою деятельность как коммерческую, остальные отрисовывали коллекции в свое удовольствие, продавая 10–15 вещей с подиума по баснословным ценам узкому кругу посвященных. О развитии моды как индустрии и речи идти не могло, поскольку такого понятия как конкуренция в профессиональной среде практически не существовало. Причины разные: главная – отсутствие поддержки со стороны инвесторов и государства, кроме того, нежелание самих дизайнеров углубляться в менеджмент и юридические тонкости. Но в последнее время ситуация начала ощутимо меняться. Мода на покупку одежды через Интернет начала набирать обороты с 2008 года, когда на плакатах Москвы, по центральному телевидению и с уличных баннеров запестрила реклама всех крупных интернет-ресурсов (kupivip.ru, clubsale.ru, idealprice.ru).
Желание приобретать мировые бренды со скидками охватило миллионы людей. Таким количеством зарегистрированных пользователей могли гордиться только ресурсы e-commerce. Ни один бутик в самом центре столицы с ежемесячной арендой, равной цене квартиры где-нибудь в Челябинске, не мог обеспечить подобной посещаемости и обслужить тысячи покупателей в день. Для начинающего дизайнера заявить о себе на миллионную аудиторию рядом с коллекциями люксовых итальянских и французских марок – подарок судьбы. Многие модельеры от такого подарка не смогли отказаться. На предложение выставить на продажуодежду от никому не известной Ксении Князевой руководство kupivip.ru отреагировало со спортивным интересом. Сам магазин был настолько раскручен, что вопрос, на чем основан выбор покупателей – на доверии к бренду или на доверии к мнению специалистов kupivip.ru, – интересовал всехв компании. Мы выставились с небольшой коллекцией принтованных футболок. Принты рисовала я сама и еще пара знакомых художников-фрилансеров. Инвестиций у приезжей из Пензы провинциалки – 3000 рублей на пошив и печать 30 футболок-образцов для фотосессии. Риски минимальные. Купят – хорошо, не купят – останусь без осенней обуви, и только. За три дня акции марки на сайте было заказано чуть более 700 футболок Ksenia Knyazeva (я ожидала, что будет не больше 100 единиц). Заранее было найдено предприятие, которое согласилось отшить и напечатать партию продукции с отсрочкой платежа. Еще около 110 000 рублей на ткань для ее производства в срочном порядке пришлось занять у родителей. Однако эти вложения были оправданны, поскольку доставки футболок дизайнера Ксении Князевой уже ждали 700 человек. После отгрузки товара в интернет - магазин, оплаты пошива, печати, этикеток и ниток вышло, что с каждого изделия чистыми получилось заработать 260 рублей, а это в общей сложности составило 180 тысяч. При моей зарплате пензенского журналиста в 15 000 рублей заработок дизайнера-авантюриста оказался настолько сногсшибательным, что решение развивать марку не нуждалось в обсуждении и было принято моментально. Конечно, хлопковые футболки – продукт сезонный, да и называться дизайнером со столь ограниченным ассортиментом как-то не комильфо. Но и покупать ткани по $100 за метр в дорогих бутиках без внешних инвестиций – значит, пойти по пути разорения. На мой взгляд, это совершенно тупиковый вариант, которого придерживаются некоторые отечественные модельеры, отшивая вещи на заказ закруглые суммы. Поэтому большинство дизайнеров, выставляющихся в Интернете, стараются сделать продукцию недорогой, закупая ткани у индусов или турков на специализированных рынках в районе ВДНХ. Здесь опт доступен от одного рулона, в каждом из которых от 25 до 50 метров. Цены варьируются от 3 до 25 долларов за погонный метр в зависимости от типа, качества и состава ткани. Отсюда и новые разнообразные коллекции. Марка Kseniya Knyazeva выпустила пятую этой весной. А вот за качественной и недорогой фурнитурой приходится летать в Стамбул. В Москве найти приличные молнии оптом – большая трудность, что уж говорить о декоративных украшениях. Еще одна редкость – надежное производство. С этим в России крайне сложно. Мы искали подрядчиков в Москве и Подмосковье. Вот с какими вариантами организации производства столкнулись:
- дорогие ателье с основательным подходом и маленькими тиражами (иногда долгие и неповоротливые, не дадут зарабатывать на объемах);
- дешевые производственные цеха, где за 30 рублей шьют леггинсы иностранные гастарбайтеры (здесь обязательно напутают размеры, тиражи, скосят швы, после чего придется у целой партии вещей самостоятельно обрезать нитки или отпарывать рукава, пришитые от другой модели);
- государственные фабрики, шьющие по доступным, средним ценам, иногда и небольшие тиражи, но делающие это так долго, что легко забыть, какие модели им вообще были отданы на пошив и в каком количестве. Зимнюю коллекцию здесь закончат ближе к весне, и она пролежит на складе до лучших времен.
Для себя мы нашли только один выход: производство, организованное иностранными специалистами. Их, как оказалось, предостаточно. Здесь и цена, и скорость, и качество, что, как раньше нам казалось, совершенно нереально. Выучив пару слов по-турецки, мы наладили контакт и стали плодотворно работать. В это же время параллельным курсом стали двигаться другие начинающие дизайнеры: Ангелина Дубровская (сайт зарегистрирован в сентябре 2009 года), Вика Смоляницкая (февраль 2010 года), Александр Конасов (сайт зарегистрирован в мае 2010года), девушки, у которых я впоследствии отшивала коллекции в цехе (Юля и Наташа с маркой be-in). Благодаря Интернету завоевала популярность и марка аксессуаров BORЯN (дата регистрации сайта – март 2009 года). Все мы понимали, насколько благодатную почву для построения малого бизнеса без гигантских инвестиций представляют собой онлайновые магазины.
Интернет-дизайнеры, как правило, это люди, пришедшие в профессию по зову сердца и с огромным желанием заработать, занимаясь творчеством. Многие из них, как, например, Ангелина Дубровская, Александр Конасов, создатели марки BORЯN, Колесман, не имеют специального образования. Эти люди, скорее, менеджеры с нестандартным подходом к работе. Организаторы, окружившие себя профессионалами. Мы давно сотрудничаем с художниками, обеспечивающими красивые принты, конструкторами одежды, отвечающими за лекала. Работники из ближнего зарубежья (с Украины, Белоруссии) обходятся в два-три раза дешевле.И если московские специалисты просят от $100 до $200 за лекало, то на Украине также в электронном виде эти лекала будут стоить $40–50. Как правило, работа ведется дистанционно, и каждый дизайнер сам решает, есть ли необходимость в содержании офиса и насколько он самостоятельно не способен справиться с обработкой заказов, чтобы трудоустроить сотрудников в свою маленькую компанию. Обычно такой хед-офис состоит из самого дизайнера, который «и швец, и жнец, и на дуде игрец», и пары помощников, плюс бухгалтер, конечно. Первый год вкладывать огромные деньги в рекламу нет смысла. Само появление твоей марки в крупных интернет-магазинах дает большой толчок к узнаваемости имени. Вот и выходит, что при наличии вкуса и фантазии, даже с небольшим количеством работников, недорогими, но профессиональными конструкторами, доступными ценами на пошив и ткани, лояльными условиями сотрудничества с крупными интернет-площадками можно организовать неплохой бизнес. А потребителю остается только разобраться во всех этих многочисленных новых именах, которые с завидной периодичностью выставляют на продажу свои коллекции. Как и в любой сфере деятельности, приносящей доход, в торговле дизайнерской одеждой через Интернет тоже есть свои подводные камни. Многие «властелины ножниц и иголок» не упражняют свою фантазию на бумаге, а, закупая вещи в Турции и Китае, просто меняют зарубежные этикетки на свои и смело продают их в тех же магазинах. Чтобы не разочароваться в приобретенной вещи, важно понимать несколько моментов:
- у каждого интернет-дизайнера есть свой сайт-магазин, где продаются вещи исключительно данной марки;
- у многих российских марок есть фирменный стиль или узор, повторяющийся из коллекции в коллекцию;
- среди отечественных дизайнеров модно использовать принты. В каждой новой коллекции, как правило, рисунки объединяются в одну тему, они оригинальны и повторяются на нескольких вещах сразу;
- на одежде, произведенной в России, не найти многочисленной дорогостоящей фурнитуры.
Однако и разнообразие тканей и моделей в одной коллекции вовсе не говорит о том, что ее собирали по заграничным оптовым рынкам. У интернет-дизайнеров, как правило, нет единого «стиля сезона». Им просто невыгодно делать разные вещи из одних и тех же комбинаций тканей, поскольку они рассчитывают не на байеров (профессиональных закупщиков магазинов), которые после показа отсеют лишнее, а на конечного потребителя. И тут ошибиться и выпустить в партию непопулярный товар – значит, потерпеть убытки. Поэтому каждая вещь в коллекции досконально продумана с точки зрения маркетинга и не имеет права залежаться на складе.
При всех плюсах и минусах такого свежего для России направления, как интернет- продажи дизайнерских вещей, появление новых имен – неплохая тенденция в отечественной моде. Я продолжаю так думать, несмотря на обиды и недовольство тех, кто окончил текстильные вузы, выпустил коллекцию, состоящую из совершенно неносибельных марсианских вещей, и к дилетантам относится с презрением. Пока люди придумывают что-то, приносящее радость или разочарование, индустрия развивается, приобретает новое видение, возрождается производство, платятся налоги, люди на улицах одеваются ярко и оригинально, а новые марки либо проходят испытание конечным потребителем, либо нет. Это естественный и весьма здоровый процесс. Здесь путь успешного дизайнера складывается не от громкого показа на Неделе моды к народной любви, а наоборот, что тоже неплохо.
Комментарии
Подписаться