Вплоть до середины ХХ века все женщины владели особым, но понятным абсолютно всем, языком: они обсуждали моду.
Количество слов, знакомых абсолютно всем, было вполне сравнимо с количеством терминов, которые используют сейчас, скажем, инженеры. Описание тканей, кроя, фасонов - мелочей не было, каждая деталь имела свое уникальное название. Слова, сначала за неимением картинок, а позже - дополняя их, могли точно описать модель так, что это было понятно не только модистке, но и всем дамам вокруг. Используя нехитрую, но обширную терминологию, можно было описать любого рода фантазию: увиденную на другой женщине, или только в воображении.
Хотя и существовала можа, понятия “одежда для всех” не было: каждая модель изготавливалась индивидуально, вне зависимости от того, насколько богата была носившая ее женщина.
В 50-е годы, с появлением одежды массового пошива - такой, которую носили все (она была гораздо более дешевой и стала доступна всем), язык постепенно начал умирать. Больше не было необходимости описывать желаемую модель: дизайнеры уже подумали за нас. Так, сначала имена модельеров, а потом и названия фирм, стали вытеснять названия тканей, и деталей.
За нас уже все придумали, и, предвосхищая наши желания, сшили все, что удобно, красиво и модно.
В нашей стране, за неимением красивой одежды в магазинах, женщины еще долго знали тайный язык: шить самой или иметь модистку было просто необходимо. Правда, в то время, как мода развивалась во всем мире, мы оказались от нее оторванными, поэтому явления ХХ века оказались не отражены в нашем языке (например, знаменитый new look так и не нашел своего однозначного перевода в русской литературе).
Но в целом, сегодня тенденция налицо: с приходом общедоступной одежды, слова, ее описывающие, стали исчезать: если слова “вытачка” и “клапан” еще можно считать общедоступными, то “шлевка” и “шлица” уже понятны только профессионалам.
Хорошо это или плохо - сказать однозначно трудно. С одной стороны, с ускорением жизни, и появлением в ней стольких граней, можно просто не успеть разобраться во всех тонкостях такого пустяка, как одежда. С - доверившись фирмам-производителям одежды, мы упускаем возможность выразить себя во внешнем виде, носить что-то, чего хотелось бы именно нам. Мало того, мы постоянно утрачиваем способность мыслить независимо: нам трудно представить себе что-то новое, никем не изобретенное в одежде. Даже если мы захотим, уже не сможем освободиться от вездесущих модных явлений, от призывов журналов и рекламы: “это модно”, “без этого цвета вам не обойтись”.
С каждым днем желание обладать чем-то особенным, уникальным, чем-то, что мы четко представляем себе, но еще никогда не видели, ослабевает. Вместе с тем, растет желание купить увиденное на картинке или в магазине.
В любом случае, ситуация дает право выбора: не тратить много времени, сил и воображения на моду, и вообще, расслабиться и только получать удовольствие от готовых образов. Или разбираться, работать над собой, научиться воображать. Необязательно при этом самостоятельно шить: главное - научиться объяснять так, чтобы было понятно всем, объяснять тем самым, почти забытым, но таким важным языком.
Комментарии
Подписаться