Прошедшее лето было не жарким только в Питере. Весь остальной мир моды был достаточно жарким, цинично создавая новые формулы веры и подражания.
Все уже давно привыкли что в моде используется аутентичная кельтская символика, египетские символы и прочие атрибуты давно ушедших верований и культов. Символы перекочевавшие в современные религии тоже давно используются, изначально и преимущественно в альтернативной моде, черепами и крестами никого не удивишь. Сейчас, правда все чаще эти символы становятся предметом премиум-марок, и опять активно эксплуатируются в новых музыкальных шоу. Одним из хеадлайнеров, конечно является Мадонна, у которой часть шоу происходит в некоем готическом храме с танцорами в одеяниях смутно похожих на православных монахов и напоминает больше что-то из столь популярных фэнтези-миров нежели из реальной религии.
Тем не менее все эти факты дают повод поразмышлять на простую и незамысловатые темы веры,религии и моды. Конечно для тех кто уже читал мои посты, может показаться что что-то подобное я уже когда-то писал. Это не так, речь идет о том как простые юзеры моды и дизайнеры используют символику современных религий, а главное зачем.
На вопрос "как?" ответ прост - все начинается аксессуаров, скажем к примеру, с сережек в ушах в виде крестиков, и прочих "типа религиозных" штучек. Потом принты с "ликом Христа", потом вышивки на одеждах в целом напоминающие богатые церковные одеяния не менее богатых церковных служителей. Использование в шоу-показах коллекций - песнопений, колокольного звона, церковного хора, все это стало почти шаблоном. Последние коллекции насыщенные всем этим, как бы ненавязчиво подталкивая нас к следующему вопросу "Зачем?".
Этот вопрос значительно интереснее, потому что на первый взгляд кажущиеся простые объяснения рассыпаются подобно карточному домику. Рассмотрим их вместе.
Первая простая мысль - символы веры (религии) весьма гармоничны, привычны и как объекты арта могут быть легко использованы дизайнерами, которые уже давно скорее стали стилистами чем создателями. Похоже придумать что-то новое мир уже не в состоянии, и все опять идет по кругу. И так до бесконечности. В этом конечно есть и доля правды, но просто дизайнерской ленью и отсутствием творческих мыслей ответить на вопрос вряд ли получится.
Вторая простая мысль - мода хочет "прокатиться" на чужой "намоленной" славе, цинично используя наработанные веками психологические шаблоны восприятия "святых" символов. Безусловно, мода вообще всегда любила "халяву", но в данном случае это не совсем так. Если исходить из простой статистики, в целом, люди больше посещают магазины одежды, обуви и аксессуаров чем церкви и святые места, а количество вещей в шкафу даже простого обывателя способно полностью "утопить" любые предметы веры своим разнообразием, и бесполезностью. Мода давно стала новой религией потребления ( и вот об этом как раз я писал в одном из прошлых постов) и эта религия значительно популярнее всех остальных по отдельности и вместе взятых. Ее церкви повсюду и в неисчислимом множестве – от кафедральных соборов в виде мега-молов до часовен и повозок отшельников в виде развалов и рынков одежды.
Третья мысль уже не так проста и требует определенного отвлеченного рассуждения. Если исходить из того что мода "дышит" желаниями людей, то любое ее течение, любая поднимающаяся волна есть проявление невысказанных желаний отдельных людей и сообществ в целом. Если к этому прибавить всемирное разочарование в экономическом процветании, сильно развивающееся пренебрежение к устаревшим канонам основных религий и желание найти из этого какой-то личный выход в своей жизни, картинка становится более понятной.
Мода "вдыхая" все эти чаяния миллиардов исполняет невысказанную волю. Переработанные «намоленные» символы веры с помощью моды дают каждому «Personal Jesus», как у Depeche Mode. Причем любого цвета, размера и декора. Думаю, именно это и пытаются получить те, кто плывет на данной волне моды. Может это и банально, но мода сейчас выступает неожиданно проводником гностического учения из серии "бог в каждом из нас" или " у каждого свой бог" и использует для этого все атрибуты наработанные цивилизацией в этом сегменте жизни. Уверен, что юзеры моды использующие весь спектр стилизованных и видоизмененных символов веры, лишь отчасти осознают вышесказанное, но и уверен в том, что и любая вера не требует полного осознания - многое просто на ощущениях и эмоциях. Здесь все и сходится в нарядном блестящем коктейле из символов, образов, стразов, бриллиантов, вышивок и дроугих "завитушек".
Мода сжигает на костре великолепия устаревших религиозных идолов, одновременно выплавляя образы нового юзера, для которого символ веры персонален и подвержен настроению, отвечает сезону и сочетается по цвету в соответствии с трендами.
Иногда не Ваш,
Dr.Gleam
Комментарии
Подписаться