ДАРЬЯ Шаповалова: «Я ПОНИМАЮ что МЫ НЕстанем ВТОРЫМ ПАРИЖЕМ.Но БЫТЬ НА уровне С BERLINFashion WEEK ОЧЕНЬхочется»
ОРГАНИЗАТОР MERCEDES-BENZ KIEV FASHION DAYS О ТОМ, КАК ОНА ПЫТАЕТСЯ ПРЕВРАТИТЬ КИЕВ В МОДНУЮ СТОЛИЦУ.
Вчера в Киеве стартовал пятый сезон Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, проект, который за какие-то пару лет стал одним из самых интересных из всех недель моды на территории бывшего СССР и стал трамплином для целой волны молодых украинских дизайнеров. За пару часов до открытия мы поговорили с главным организатором и душой проекта Дарьей Шаповаловой.
Даша, расскажи, как появился этот проект.
Все очень просто. Я уже много лет ездила на международные показы со своей передачей «Неделя моды с Дарьей Шаповаловой», знакомилась там с людьми и часто приглашала их в гости к нам в Киев. В какой-то момент поняла, что будет намного интереснее, если они будут приезжать к нам на какое-нибудь мероприятие. Зарубежные байеры и журналисты всегда в погоне за новыми дизайнерами, и мне хотелось централизованно показать, что и у нас много свежих, талантливых ребят. В свою очередь молодые украинские дизайнеры часто жаловались, что им сложно выйти на мировой уровень и что им негде показывать свои вещи. Эти два фактора и привели к созданию проекта. У нас огромная платформа, которую мы с каждым сезоном развиваем. Мне кажется, Украине как раз этого не хватало. Даже не представляешь, как выросла за это время наша модная индустрия.
Расскажи поподробнее.
Начнем с того, что у нас почти каждую неделю открываются новые бутики. Появилась новая волна украинских дизайнеров, которые рвутся за рубеж и готовы на все, чтобы туда попасть. При этом они не хотят просто иммигрировать. Они хотят жить здесь, развивать свою страну, но чтобы при этом их знали по всему миру, а их вещи продавались за рубежом.
А у них есть шанс стать мировыми знаменитостями?
Если правильно сложатся обстоятельства, то почему бы и нет? Ты же понимаешь, очень многое зависит от человека и силы его желания. Конечно, на пути будет много сложностей, но если он готов будет их преодолеть, то все получится.
Что главный барьер в данном случае?
Главный барьер в голове. Нужно перестать думать локально. Дальше барьер коммуникационный. Мы же понимаем, что для того, чтобы прославиться за рубежом, нужно со всеми общаться. Нужно писать байерам, брать их за руки, показывать свои вещи, влюбить их в себя, наконец. Это вопрос доверия и отношений. Например, к нам едет креативный директор парижского мультибренда L’Eclaireur. Понятное дело, что в первую очередь он в своем бутике будет продвигать тех, кто ему симпатичен или с кем он дружит. Так что если мы этот коммуникационный барьер преодолеем, все будет хорошо. Ваша Вика Газинская — прекрасный тому пример.
Согласна. Скажи, у вас в Киеве такой же бардак с неделями моды, как у нас? В Москве их несколько, но при этом стоящие показы можно по пальцам рук пересчитать. И половина реально хороших дизайнеров предпочитает показываться вне этих недель, чтобы не вставать в одну линейку с любовницами или дочками местных олигархов.
В той или иной мере. Кроме Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, есть еще Украинская неделя моды.
В чем ваше главное отличие?
Во-первых, наш проект международный. Мы привозим байеров, влиятельных людей из модной индустрии, журналистов. Во-вторых, несмотря на то, что показы могут посетить все желающие, это все-таки профессиональное событие, а не тусовка, куда светские дамы и местные знаменитости приходят выгуливать новые платья.
Дизайнеров вы сами отбираете?
Конечно. Они подают заявки, а мы дальше решаем, сможем мы с ними сотрудничать или нет. Бывает, вроде все нравится, но нет контакта и взаимопонимания. Например, нам не интересны дизайнеры, которые просто хотят сделать один, пусть и потрясающий показ. Мы хотим работать с людьми, нацеленными на будущее и на развитие собственного бренда. Бывало, мы, несмотря на свой страх и риск, верили в совершенно еще зеленых ребят и в итоге стали свидетелями рождения нескольких звезд.
Это кто?
Например, Юля Паскаль. Ее коллекцию в прошлом сезоне увидела байер известного итальянского бутика Luisa via Roma, теперь продается в их интернет-магазине. Для украинского дизайнера это огромное достижение. Вещи дизайнера Ани Октябрь взяли в концептуальный бутик Ra в Антверпене и Париже. Костя Омеля, дизайнер Omelya Atelier, пока еще не может похвастаться продажами за границей, но в Киеве просто звезда.
Как удается привезти журналистов и людей из индустрии такого уровня?
Даже не знаю. (Смеется.)
У нас же по всему миру каждые три дня идут какие-нибудь недели моды.
За полгода письма пишем.
Когда вы задумывали этот проект, на что вы ориентировались? На какие-то иностранные недели моды?
Конечно, я ездила в Нью-Йорк, Лондон, Милан, Париж каждый сезон.
Но при этом у вас мероприятие открытое, в отличие от мировых.
Но мы же понимаем, что в Украине индустрия пока не развита. Плюс чувствуется недостаток образования в стране даже у молодых людей. Поэтому у нас очень сильная образовательная программа, очень много лекций и мастер-классов. Я ездила на Zurich Fashion Days, это тоже проект «Мерседеса». Мне кажется, это меня как-то тоже подстегнуло, потому что Швейцария — это вообще не про модную индустрию.
Вообще.
Мне кажется, на Украине мода развита больше, чем в Швейцарии.
Интереса точно намного больше.
Это правда. Увидев, что даже в Швейцарии есть Неделя моды, мне захотелось, чтобы она была и в Киеве. У нас это открытый проект, потому что по-другому нельзя. У нас в стране мода почему-то тесно связана со светской жизнью.
У нас тоже.
Да — надеть бальное платье красивое… А мы эти стереотипы рушим. Это очень сложный процесс. Мы наталкиваемся на критику, но все равно я уверена, что мы придем к нашей цели.
А что вы делаете в промежутках между Kiev Fashion Days в эти полгода, чтобы как-то развивать индустрию и поддерживать дизайнеров?
Во-первых, летом у нас есть Mercedes-Benz Odessa Fashion Days. Мы планируем проект расширять и делать его в разных городах. Одесса — первый шаг. Плюс мы постоянно работаем с нашими дизайнерами, мы их связываем с магазинами, байерами, по-дружески что-то советуем. Команда работает в течение всего полугода. Постоянно списывается с новыми людьми, предлагает какие-то проекты. В этом сезоне у нас небольшой проект с итальянским Vogue. При этом за неделю до мероприятия все говорят себе: как только пройдет Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, надо сразу готовиться к новому. Потому что мы видим, сколько мы еще не доделали, сколько хочется сделать еще и как мало времени.
Откуда у тебя берется столько энергии?
Сама не знаю. Если бы я знала ответ на этот вопрос, я бы поделилась своим рецептом. Наверное, это драйв, который я получаю от этих событий. Вчера мы встречались с Роменом Брау и Бенджамином Духаном, известным под псевдонимом Burger Girl, и знаешь, с ними так круто разговаривать. Мы с ними говорим на одном языке, а мне так этого не хватает в Киеве. Мне так хочется, чтобы весь город этим жил. Отсюда мое желание и энергия.
Ты же космополит, тебе никогда не хотелось куда-нибудь уехать? Понятное дело, что в Киеве, как и в Москве, все делать очень сложно, потому что часто натыкаешься на непонимание и необразованность.
Я патриот и хочу развивать собственную страну. Помню, как во время Миланской недели моды пару лет назад произошел очередной скандал в украинском парламенте и все первые полосы газет пестрели заголовками о «scandal in Ukraine». И я подумала: боже мой, ну почему мою страну ассоциируют с какими-то скандалами в политике? Почему мы не можем показывать что-то другое? И тогда я решила продвигать украинскую моду. Потому что мода — это что-то прекрасное, связанное с искусством.
И для всех понятное.
И хотя бы здесь мы уже покажем себя достойно.
Хотела поздравить тебя с рождением малыша. Какой у тебя типичный рабочий день? Понимаю, что Kiev Fashion Days — это совсем дурдом, а в промежутках между этим? Как тебе удается все успевать?.
Помогает моя семья, без нее было бы намного сложнее. Поскольку ребенок еще маленький, я ночами не сплю, отсыпаюсь под утро, встаю часов в десять, и начинаются все дела, плюс пока ночью не сплю, пишу тысячу имейлов, поэтому и успеваю. Но мне этот график не нравится. (Смеется.)
Карл Лагерфельд всегда говорил, что он очень уважает Карин Ройтфельд не потому, что она великий стилист, а потому что она мать двоих детей.
Что ты считаешь своей основной победой?
Мою семью. У нас она очень крепкая, и это очень важно — сохранить такие отношения. Карл Лагерфельд всегда говорил, что он очень уважает Карин Ройтфельд не потому, что она великий стилист, а потому что она мать двоих детей.
Чего бы тебе еще хотелось добиться?
Хочу, чтобы о Mercedes-Benz Kiev Fashion Days узнали во всем мире, чтобы это событие действительно признали. Конечно, я понимаю, что мы не станем вторым Парижем, у нас нет такой цели. Но быть на уровне с Berlin Fashion Week очень хочется… К нам, кстати, уже едут люди по собственному желанию. Я бы хотела, чтобы мы тем самым сделали из Киева более туристический город.
А кто на этот раз приезжает из гостей?
Дизайнер Ромен Брау, редактор Another Magazine Агата Бельчен, стилист Vogue Italia Алессандро Буцци, много кто еще. Все показы будут снимать и публиковать в режиме онлайн у себя же Nowfashion.
Даша, получается, что ты в Киеве достигла чуть ли не большего, чем московские недели моды.
Ох, нам бы бюджеты московских недель! (Смеется.)
Знаешь, дело не в бюджете. То есть и в нем тоже, но, в конце концов, главное — люди, которые им распоряжаются. Потому что даже с большими деньгами (и даже скорее с ними) можно сделать что-то посредственное.
Согласна. Из Москвы мы, кстати, пригласили Наташу Туровникову. Еще будет серия драйвовых вечеринок: с Burger Girl, Zombie Boy и Амандой Лепор.
Да ладно? Здорово! Она клевая! Скажи напоследок, кого из зарубежных дизайнеров ты в будущем сезоне больше всех выделишь? Ты не летала на показы в этот раз, но я уверена, что ты все уже посмотрела.
Я влюблена в коллекцию Кристофера Кейна. Честно скажу, что считаю его одним из самых талантливых дизайнеров новой волны. Мне понравилась романтичная коллекция Givenchy. В первые моменты она показалась мне похожей на Lanvin.
Из-за рюш.
Да-да, но это первое впечатление, первый слой. Опять же Versus мне понравился.
Но его тоже делает Кристофер Кейн. (Cмеются.)
У меня к нему прямо-таки страсть. Еще не могу не отметить, как из новой волны хорошо держатся Proenza Schouler и Alexander Wang. У них очень качественные коллекции, которые мне снова пришлись по вкусу.
А из русских дизайнеров, не обязательно в этом сезоне, ты кого-то выделяешь?
Опять же Сережа Теплов. (Cмеется.)
Надеюсь, он сделает показ в скором времени. Обещает в феврале.
В рамках какой-то из недель мод?
Не знаю пока.
Просто ваши дизайнеры со своим опытом стали разборчивее. Они понимают, что могут сделать шикарный показ, но, если они в расписании будут рядом с не теми людьми, впечатление испортится.
Да, сразу идет ассоциативный ряд ненужный.
У нас пока не все дизайнеры понимают, насколько это важно. А ваши дизайнеры больше путешествуют, больше смотрят на Европу и Запад. Да и просто история у них дольше, поэтому цели уже четче, больше есть осмысленности. Они понимают, что если ты начал свое дело, то каждый сезон должен выпускать коллекцию. Уровень чувствуется по таким каким-то базовым вещам. Nina Donis мне очень нравится и Вардуи Назарян.
А у тебя самой в гардеробе много вещей украинских дизайнеров?
Есть, но я б хотела, очень хотела, чтобы их было больше. И всех своих модных подруг уговариваю носить наших, зову что-нибудь примерить, предлагаю пойти вместе на показ дизайнера в его же вещах. Понимаю, что есть пока сложности с размерной сеткой, и не все, что мы видим на показе, есть потом в студии или магазине. Но я думаю, мы постепенно переборем это, потому что, начав работу с иностранными магазинами, они уже поняли, как нужно действовать. А пока во всем моем гардеробе украинских дизайнеров только процентов пять. Моя цель — увеличить это количество.
Комментарии
Подписаться