Views Comments Previous Next Search

Женщина – денди. Метафизика пола

2410725
НаписалNatali 16 августа 2008
2410725

Иные в ней ценили красоту;

Другие - тонкой лести обаянье,

Игру ума и сердца чистоту,

Правдивости приятное сиянье;

Иные - туалета простоту

И тонкий вкус; такое сочетанье

Арбитр Петроний - где-то я читал -

"Felicitas curiosa"* называл.

{* "Удивительным счастьем" (лат.).}

Джордж Гордон Байрон. Дон Жуан

Классический словарь Larousse дает следующее определение денди: « Элегантный щеголь, главное занятие которого – блистать своими туалетами». Традиционно при упоминании этого слова, воображение рисует элегантного мужчину в безупречном костюме с изящными манерами и роковым взглядом. Мода гонится за ним, он предчувствует и опережает ее развитие. Его личный вкус – высшая инстанция. Кодекс дендистского поведения: гордость под маской вежливого цинизма, саркастические реплики по поводу безвкусных нарядов, экономия выразительных средств в одежде, принцип минимализма.

Доступно ли женщине такое чутье? Может ли она следовать кодексу дендистского поведения и использовать те отточенные приемы, которыми на протяжении веков пользовались лишь мужчины?

Габрие́ль Бонёр Шане́ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel), прозванная Коко Шанель – французский кутюрье, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия.

Женщина – денди. Метафизика пола. Изображение № 1.

Идеальный образец сдержанности – прославленное «маленькое черное платье». Шанель советовала своим состоятельным клиенткам одеваться как служанки. В этом известном афоризме кроется парадокс: для того, чтобы создать впечатление изысканной простоты, надо иметь малые средства и для начала иметь служанок. До Шанель женщина могла надеть черное днем или вечером, только если у нее траур.

Выпущенные в 1921 году духи «Шанель №5» были революционны в трех измерениях. К традиционным и дорогим цветочным эссенциям была добавлена небывалая доза недавно открытых синтетических веществ — альдегидов, придающих, по замыслу их создателя Эрнеста Бо (кстати, эмигранта из России), этим духам особую свежесть северных рек.

Шанель последовательно отвергала все общепризнанное. Корсеты, шляпы, похожие на торты, великую актрису Сару Бернар (она обозвала ее гнусавым старым клоуном), знаменитых модельеров Ворта, Дусэ и Пуаре, аристократически белую кожу. Она смело подставляла лицо солнцу, пряча, впрочем, руки: крестьянскийзагар на руках — это было уже чересчур.

Марлен Дитрих (нем. Marie Magdalene Dietrich) — немецкая и американская киноактриса и певица.

Дитрих ввела моду на брюки. Позже она одной из первый использовала новый сценический костюм – короткие шорты, высокие сапоги и вызывающий белый цилиндр. Именно она совершила переворот в моде, надев смокинг и «бабочку». Она умела привлечь к себе внимание. Скандальные для тех лет фото (в брючном костюме, мужской рубашке и галстуке, с сигаретой в пальцах, на громадных каблуках и с презрительно-удивленным выражением лица)

Женщина – денди. Метафизика пола. Изображение № 2.

Она обожала строгий стиль, который смягчала мехами. И любила бросить вызов — когда она оказалась в Париже в своих знаменитых брюках и полиция ходила за ней по пятам, ее это развлекало.

Она знала силу детали и даже если ворчала по поводу туфель, которых не видно в кадре, не ленилась придумывать их фасоны и примерять часами. Перчатки ей делали по слепку рук, а туфли — только по индивидуальной мерке. Она могла перебрать сто вуалей, чтобы свет идеально лег на щеки и нос.

А когда прошел слух о ее смерти, Марлен позвонила журналистам и сказала, что она жива. Один из журналов напечатал на обложке: «Дитрих звонит и предупреждает, что она еще жива»

Зинаиду Гиппиус называли «декадентской мадонной», «дерзкой сатанессой» и даже «ведьмой». Хрупкая капризная девочка, которую поначалу воспринимали лишь как тень знаменитого мужа, Дмитрия Мережковского, сумела сломать все возможные стереотипы и завоевать среди современников титул «декадентской мадонны» – вдохновительницы и одного из самых беспощадных критиков своей эпохи.

Женщина – денди. Метафизика пола. Изображение № 3.

Андрей Белый, завсегдатай её литературного салона, в мемуарах «Начало века» довольно язвительно описывает свою первую встречу с «дерзкой сатанессой»: тут зажмурил глаза; из качалки – сверкало; 3. Гиппиус, точно оса в человеческий рост… ком вспученных красных волос (коль распустит – до пят) укрывал очень маленькое и кривое какое-то личико; пудра и блеск от лорнетки, в которую вставился зеленоватый глаз; перебирала граненые бусы, уставясь в меня, пятя пламень губы, осыпаяся пудрою; с лобика, точно сияющий глаз, свисал камень: на черной подвеске; с безгрудой груди тарахтел черный крест; и ударила блесками пряжка с ботиночки; нога на ногу; шлейф белого платья в обтяжку закинула; прелесть ее костяного, безбокого остова напоминала причастницу, ловко пленяющую сатану.

Рассматривать публику сквозь лорнет или монокль было излюбленной привычкой каждого уважающего себя денди еще с рубежа ХVI – ХIХ веков. Ирина Одоевцева вспоминает о знакомстве с прославленной поэтессой: “Я смотрю на Зинаиду Николаевну. Она все еще время от времени наводит на меня стекла своей лорнетки. Я знаю, что она очень близорука, но меня все же удивляет это бесцеремонное разглядывание. Удивляет и смущает, но не обижает. Обижаться было бы неуместно. Обижаться не полагается. У ее лорнетки не два, как полагается, а только одно стекло… это не лорнетка, а единственный в своем роде предмет — монокль на ручке, должно быть, сделанный по особому заказу. В те далекие годы монокли были еще в ходу — их носили изящные старики и снобистские молодые люди. Но, конечно, не дамы. Дама в монокле или с моноклем была совершенно немыслима».

Для знаменитого портрета кисти Бакста (1906) Зинаида Гиппиус позировала в костюме щёголя XVIII века – камзол, узкие панталоны и батистовая манишка, непокорные волосы забраны в пышную причёску, тонкие губы застыли в презрительной усмешке, а взгляд холоден и насмешлив. Вряд ли можно представить себе что-то более женственное, чем эта деланная небрежность.

Женщина – денди. Метафизика пола. Изображение № 4.

Вопрос о присвоении женщине титула Денди так и остается открытым. Таков мой список женщин, претендующих на это звание. Думаю, Вы сами можете добавить к нему еще .

Список использованной литературы:

  • Коко Шанель и ее связь с русскими Time Out Москва №38 / 24 – 30 сентября 2007 г
  •  

  • Зинаида Гиппиус: леди-денди «серебряного века», Автор: Татьяна Игнатченко, Источник:

    FashionTime.ru

  • Ольга Вайнштейн «Денди»
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Марлен_Дитрих
Рассказать друзьям
24 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются