Судя по тому, с какой нелюбовью Дамир Дома говорит в своих интервью о классических мужских костюмах, в детстве его наверняка заставляли носить какой-нибудь пиджачок, в котором он чувствовал себя ужасно глупо. Как бы то ни было, попытка высвободить мужчину от канонически скроенных кусков материи вылилась в нечто сродни настоящему искусству.
«XIII Модный Десант» явил Санкт-Петербургу гражданина мира и ученика Рафа Симонса живьем вместе с его последней коллекцией весна-лето 2009.
Ты первый раз в России?
Да. Первый раз
Надеюсь, наша страна оказалась гостеприимной?
Да, несомненно! Люди здесь очень активные и, судя по тем, с кем успел познакомиться, все они стремятся к созданию чего-то нового. В вашем городе чувствуется очень много энергии и он очень красивый. Но когда я ознакомился с помещением, где будет проходить показ, сильно удивился, что вы не используете помещения старинных зданий, которых так много в вашем городе. Ведь они идеальны для модных показов!
Организация подобных вещей у нас часто может вызывать затруднения…
Я понимаю, о чем ты. Приготовление к отъезду в Россию я начал за неделю до проведения «Модного Десанта». Один из членов моей команды потратил целых три дня, чтобы собрать все необходимые бумаги! У нас были все нужные документы и разрешения, и, тем не менее, мы столкнулись с кучей проблем на таможне. Нас просто не хотели пускать! Но это уже проблемы в вашем правительстве…
Тут сплошные вопросы без ответов… Лучше, расскажи о себе. Какие моменты были определяющими в твоей жизни и в твоей карьере?
Я родился в Хорватии, но родители решили уехать оттуда, когда я был еще совсем маленьким. Потом мы жили в Южной части Германии, как раз, где проходит граница с Австрией. Там наблюдалось небольшое смешение культур этих двух стран. Пожалуй, самым важным моментом в моей биографии является тот, что моя мама была дизайнером одежды. Поэтому мы с сестрой с детства умели шить. Кстати, сейчас моя сестра помогает мне в создании моих коллекций. В школу я ходил в Мюнхене. А вот высшее образование получал в трех разных городах: в Мюнхене, в Берлине и в Антверпене. Стажировку я проходил у Энн Демельмейстер. После этого я работал ассистентом у Рафа Симонса, был ответственным за трикотаж и за вещи, которые шьются специально для показа и нигде не продаются. А два года назад я открыл свой бренд. Тогда мне было 25 лет. И вот сейчас я работаю над своей пятой по счету коллекцией.
Какую страну ты можешь назвать своим домом?
Для меня это сложный вопрос. Я считаю себя хорватом, потому что мои родители хорваты, но я не чувствую, что Хорватия мой дом. Сейчас я живу между Берлином и Парижем. Больше времени я работаю в Париже, но я не знаю французского, поэтому чувствую себя немного изолированным. В моей команде несколько человек и все они из разных стран: Греция, Гон Конг, Бельгия, Хорватия… и только один из нас умеет говорить по-французски. Я знаю английский, но французы его ненавидят.
Что тебя больше вдохновляет, прошлое или будущее?
Ни то, ни другое. Мне кажется, что основная проблема в современной моде в том, что все вещи очень скучные. Это просто вещи. Так не должно быть! Мода есть отражение мечты, отражение особого видения дизайнера. Дизайнеры должны показать, каким должно быть будущее. Кому-то нравятся футуризм в дизайне. Я подобной симпатии не разделяю, потому что «футуризм» – это идея прошлого. Для меня будущее в новом отношении мужского и женского в одежде – они начинают плавно воссоединятся. Сегодня мужчина больше выражают свою индивидуальность через одежду и он становится «мягче». Классическая мужская мода как-будто бы придумана для банковских служащих. Кажется, что в этих костюмах они пытаются защитить себя от воздействия окружающего мира и, к тому же, в них все выглядят одинаково. С помощью одежды возможно большее. К сожалению, не все это понимают.
Для кого ты создаешь свою одежду?
Для людей, которые мыслят немного иначе, которые хотят отличаться от остальных. Для людей уверенных в себе. Я считаю, что нужно быть интересной личностью, чтобы носить интересные вещи. Не важно, мужчина это или женщина. Я беру много от женского, но не собираюсь одевать мужчин в женскую одежду. Как я уже говорил, я просто не хочу чтобы их выбор ограничивался костюмом.
Почему в своих коллекциях ты используешь так мало ярких цветов?
Не люблю ничего разноцветного. Мне интересны форма, детали, материалы, но не яркие цвета. Мне кажется, что привлечение внимания цветом – дешевый способ. К тому же, веселый – не значит разноцветный. И если все черное, не значит, что оно меланхолично. Я различаю оттенки черного. Они все могут иметь разное значение.
Твои вещи пользуются большим успехом в Азиатских странах. Как бы ты мог это объяснить?
Мне кажется, что люди там больше открыты всему новому. Например, в Японии люди очень сдержаны в оформлении своих интерьеров, в дизайне машин и т.д. Зато они выражают себя через одежду. Молодые люди там могут копить деньги два-три месяца, чтобы купить понравившуюся им кожаную куртку. Когда мы открывали магазины в первом сезоне, то 50% из них были в Азии. Люди там постоянно движутся вперед, ищут что-то новое. Только сейчас количество магазинов в Европе заметно увеличилась. Европа тяжелая на подъем.
А что можешь сказать о покупателях из России?
Когда я только начинал работать в моде, в команде Рафа Симонса, нас было немного и приходилось работать в шоу-руме. Часто приходилось общаться с российскими байерами. Поначалу я был просто шокирован тем, что когда Россия только «открылась» новым веяниям, и люди не особо разбирались в моде, скупалось все подряд. И из двух одинаковых вещей выбиралась та, которая стоит дороже. Но примерно года 3–4 назад стали видны большие изменения в лучшую сторону. Это заметно по таким бутиками как «Podium» в Москве и «Day & Night» в Петербурге. Думаю, все дело в том, что информация стала распространяться быстрее. В основном, благодаря интернету, конечно. Россия, вообще, стала очень быстро развиваться.
На твоих показах практических не встретишь знаменитых лиц среди моделей. Почему?
Я больше думаю об одежде, чем о моделях. А если я буду использовать знаменитые образы в шоу, то это буду уже не целиком я. Кстати, о моделях. Я сам занимался отбором для показа на «Модном Десанте» и очень боялся, что мне предложат выбирать из толпы мускулистых мачо. Но я сильно ошибался и был приятно удивлен. Я, вообще, люблю славянские лица. Вашим женщинам можно даже не пользоваться косметикой. Все и так очень красивые.
На твоем сайте есть информация о персональной фото-выставке. Ты увлекаешься фотографией?
Я пытаюсь ей заниматься. Эта выставка прошла год назад в Японии. Она называлась «Идентификация». На ней были представлены фотографии, которые были сделаны в Хорватии, Германии и Бельгии. На них изображены места, важные в моей жизни. Не считаю себя фотографом. Я дизайнер, но использую и фотографию в том числе, чтобы представить свое понимание красоты.
Некоторые российские дизайнеры достаточно успешно представлены в Европе, знаешь кого-нибудь?
Сказать по правде, я вообще не интересуюсь работой других дизайнеров. Это не является для меня источником вдохновения, поэтому я стараюсь изолировать себя от чужого влияния. Я считаю, что не должен особо смотреть по сторонам. Хотя, если вы мне кого-нибудь назовете, вполне может оказаться, что я о них слышал…
Ахмадулина, Чапурин, Симачев…
Симачев? Перевернутый лейбл? Я читал о нем статью в одном из немецких журналов. Но, как я и говорил, совершенно не знаком с его работами.
Какой твой любимый парфюм?
Интересный вопрос… И хорошо что ты об этом заговорил, потому что сейчас я работаю над своим собственным парфюмом. Он выйдет в рамках благотворительного проекта “Six Scents”. Каждый сезон будет выпускаться по шесть ароматов от разных дизайнеров, а оформлены они будут специально приглашенными художниками. В проекте уже приняли участие Гаррет Пью, Preen и Джереми Скотт. В следующем сезоне в нем будут представлены, в том числе, и наши с Рафом Симонсом работы. А если говорить о своих личных предпочтениях, то, в этом плане, я большой поклонник Comme des Garsons. Я люблю древесные ароматы, нравится запах ладана.
Дамир Дома на «XIII Модном Десанте» в Санкт-Петербурге
Damir Doma SS09 Paris fashion week. часть1
часть2
Комментарии
Подписаться