Rei Kawakubo, икона японского дизайна и основательница Comme des Garcons, говорит, что работает в моде, а не в искусстве. Но с непопулярной коллеции "Bumps"(весна-лето 1997) до платьев-аппликаций из черного винила (весна-лето2009) она систематично перепридумывала человеческую форму. Раньше провозглашение роли художника выглядело как честность, сегодня это пересмотр границ. В том числе, границ тела.
Photographed by Craig McDean
Styled by Karl Templer
Интервью Ronnie Cooke-Newhouse
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Журналисты пишут о тебе как об интеллектуалке, приписывая слишком расчетливый, идущий от головы подход к моде. Сама бы ты себя описала иначе?
REI KAWAKUBO: Я не различаю, интеллектуален этот подход или нет. Мой подход прост. Ничего вокруг не существует, когда я держу в руках новую вещь, решая, красива она или нет. Люди сами будут судить о результате.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: В следующем году компании исполнится 40 лет. Когда ты начинала, ты решила быть свободной и независимой японкой. А как тебе удается оставаться свободной сейчас?
REI KAWAKUBO: В отношении творчества я никогда не задумывалась о том, что мне надо подходить какой-либо системе или следовать каким-то правилам. В этом отношении обязательно оставаться свободной. И чем больше мы росли и развивали бизнес, тем больше росла потребность в свободе, ведь появилась ответственность перед нанятыми людьми, работниками фабрик.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Необходимость подготовки показов 4 раза в год помогает креативному процессу или ограничивает его?
REI KAWAKUBO: С того момента, как мы в бизнесе, дедлайны - это норма. Не могу сказать, помогают они или нет.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Что важно, чтобы быть актуальными? Творчество должно быть актуальным?
REI KAWAKUBO: Творчество ведет нас вперед. Если не будет ничего нового, остановится прогресс. Творчество тождественно новому.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Ты все время возвращаешься к черному.
REI KAWAKUBO: Я всегда любила черный цвет. Но сегодня черный становится обыденным и привычным глазу, как деним. Я хочу найти завтрашний черный.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Как ты балансируешь между творчеством и коммерцией - и остаешься свободной?
REI KAWAKUBO: Чувствовать свободу внутри и значит быть свободным.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Есть что-то безнадежно буржуазное в том, чтобы быть художником. Ты можешь выпрыгнуть из этого, создав что-то практичное и простое, даже если это будут называть искусством?
REI KAWAKUBO: Это не вопрос побега. Разумеется, стоит делать простые вещи, в которых утилитарность, практичность превращается в концепт. Но искусство не обязательно должно быть буржуазным. Например, в работах стилиста Julien D'Ys нет ничего подобного: он соединил прическу, шляпы и мейк-ап в одно целое.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Мода стала огромной денежной индустрией, поделенной крупными корпорациями вроде LVMH или Gucci Group. Ты сотрудничаешь с ними, например, с Луи Вьюттоном, но в то же время держишься обособленно.
REI KAWAKUBO: В сотрудничестве нет второго дна. Это просто бизнес. Но даже в случае с бизнес-методами и идеями необходимо выдавать что-то новое.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: По-твоему, мода - это чисто практическая и эстетическая деятельность или она может проникать в вопросы морали?
REI KAWAKUBO: То, что на вас надето, часто управляет вашими чувствами и эмоциями, а то, как вы выглядите, вызывает то или иное отношение людей.Поэтому мода играет огромную роль и на практике, и в эстетике.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Тебя заботят критики и комментаторы?
REI KAWAKUBO: Я бы больше прислушивалась к тому, что говорят критики, если бы сами они что-то значили, а их отношение к жизни было бы глубже и серьезнее.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Comme des Garcons всецело зависит от одного человека - выбор тканей, форм, фигур, магазинов, связей с миром - все делаешь ты. Значит, все это одинаково важно.
REI KAWAKUBO: Для меня это безоговорочно. Давая рождение компании, я решила заниматься только одним - творить. Это первоначально.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Ты говоришь, ты модельер. Но многие называют тебя художником. Возможно, имея в виду и то и другое.
REI KAWAKUBO: Возможно, они говорят так из-за того, что я создаю одежду, которая не существовала ранее.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Человеческое тело представляет для тебя границу, через которую нельзя переступить в творчестве?
REI KAWAKUBO: Никаких границ нет.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Каково работается с Junya и Tao? Как ты смотришь на их коллекции?
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Тебя когда-нибудь предлагали продать компанию?
REI KAWAKUBO: Я думала над тем, что будет значить наше сотрудничество для нас и для покупателя.
REI KAWAKUBO: Я не думаю о себе как о ком-то особенном, поэтому не могу дать никакого определения.
RONNIE COOKE-NEWHOUSE: Не планируешь начать работать с натуральным мехом?
Комментарии
Подписаться