Views Comments Previous Next Search

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов

1966038
НаписалПолина 29 июня 2009
1966038

К началу 1920-х годов во Франции сформировалось новое эстетическое течение, получившее название сюрреализм. Это направление должно было привести к духовному возвышению, стереть грани между мечтой и реальностью. Идеи сюрреализма были подхвачены многими неординарными личностями, среди которых были Андре Бретон, Сальвадор Дали, Эрнст Фукс, Жан Кокто и др. И нашли отражение в живописи, в кинематографе, в литературе А основателем сюрреалистического направления в мире моды стала итальянская аристократка Эльза Скиапарелли. 

К сожалению, в наше время ее имя упоминается, в основном, когда пишут и рассказывают о другой легендарной личности – Коко Шанель. Её называют неудачной соперницей Коко. Но между тем, именно Эльза в 30-е годы была самым заметным и необычным мастером в мире моды.

Она открыла один из первых в мире бутиков, заложила основы и принципы того, что в будущем станет именоваться prêt-a-porte и превратила обычное дефиле в яркое, праздничное шоу. Эльза впервые предложила носить вечерние платья с бижутерией, и впервые же эти платься начала делать с застежкой-молнией. Она первая представила коллекцию вязаных свитеров для женщин, первая стала давать названия своим коллекциям…  Застежка-молния, накладные плечи, объемный крой, жесткие ткани — все это появилось в моде благодаря Эльзе Скиапарелли. И именно она подарила женщинам раздельный купальник (да еще телесного цвета!) и первую юбку-шорты. Скиап (как все её называли) стала первым французским кутюрье, чьи работы появились в постреволюционной России. Недаром её друг Жан Кокто уверял, что "Эльза умеет заходить слишком далеко".

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 1.

Скиапарелли была дочерью итальянских аристократов, обедневших после Первой Мировой войны. С детства она училась живописи, истории искусств, увлекалась театром и театральными костюмами, что не могло не отразиться на ее будущем – будущем первого в мире «enfant terrible haute couture». Эльза в самом юном возрасте была отправлена родителями в закрытый католический пансион в Швейцарии. А когда вернулась в Рим, скоропалительно вышла замуж, может быть назло родне, с которой у неё были весьма холодные отношения. Случайно познакомившись на одной из лекций с известным теософом и оккультистом графом Уильямом де Вендт де Керлор, Эльза уже на следующий день сообщила родным, что выходит за него замуж. Граф имел хорошую родословную, но совершенно не имел ни денег, ни моральных принципов. Он взвалил на молодую супругу все заботы по организации своих лекционных турне, проматывал ее деньги и волочился за каждой юбкой. Родившаяся у них дочь оказалась больна детским церебральным параличом. Что происходило у них в семье дальше, доподлинно, никому неизвестно, но весной 1919 года граф и графиня переехали в Америку, в Нью-Йорк. Здесь Уильям завел роман с Айседорой Дункан и бросил жену с больным ребёнком

В Америке она подружилась ь с Габриель Пикабиа, которая открыла в Нью-Йорке чуть ли не первый магазин парижской моды. Так Эльза Скиапарелли вошла в мир модного бизнеса. Вернувшись вместе с подругой Габриель в 1922 в Париж, Эльза стала работать не только в магазинах Пикабиа, но и в известном антикварном салоне. Вокруг нее был мир, наполненный изысканными роскошными вещами и представителями парижской богемы. Может быть тогда ей и пришла в голову идея: создать то, что никто не захочет купить ради укрепления своего статуса, но все захотят на это посмотреть и сказать: «Какой кошмар!». Ее творчество – это, прежде всего, попытка перенести установки сюрреализма в область конструирования костюма. Поначалу все предметы гардероба, созданные Скиапарелли, существовали в единственном экземпляре и не продавались за деньги, они или создавались специально для конкретного человека, или отдавались в дар. Но к большому удивлению Эльзы, этот «вызов» буржуазном обществу не был понят, а все наоборот отнеслись с восхищением и появилась масса желающих купить «эту безумную одежду». Скиапарелли была чрезвычайно удивлена, когда герцогиня Виндзорская умоляла ее продать вечернее платье, – новоявленный модельер представить себе не могла, что кто-то из членов британской королевской семьи может пожелать надеть платье с изображением гигантского омара, приправленного петрушкой.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 3.

Тогда же она познакомилась с самым знаменитым парижским кутюрье Полем Пуаре, который высоко оценил ее вкус. Но все попытки Эльзы попасть на работу в Дом моды Пуаре или менее именитых кутюрье потерпели фиаско. Но она была молодой, решительной и уверенной, что найдёт собственное место в жизни. А от мастера Пуаре Скиапарелли позаимствовала любовь к ярким цветам и необыкновенным сочетаниям красок. Эльза предлагала модели, в которых комбинировались оливковый, пурпурный, алый цвет, предлагала черное платье в сочетании с красными чулками, украшала бирюзовый жакет окантовкой бардового цвета, а на розовом фоне рисовала узор в зеленых тонах.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 5.

Однажды у неё гостил друг из Америки, и Эльза обратила внимание на его свитер, простой и вместе с тем элегантный. Как выяснилось, такие свитеры вяжет живущая буквально в двух шагах армянская эмигрантка. Сегодня шерстяной свитер чёрного цвета, украшенный белым бантом наподобие бабочки, кажется достаточно заурядным, но в 1927 г. такой наряд был настоящим откровением. Но именно эти черные свитера с белыми бантами стали одной из самых копируемых модных моделей того времени

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 7.

Ещё большего успеха Эльза добилась, работая со спортивной одеждой. Ей удалось получить большой заказ от магазина «Strauss». Над его исполнением трудилась чуть ли не вся армянская община Парижа (точнее, её женская часть). Заказ принёс Скиапарелли известность. Модный Дом Скиапарелли начал свою жизнь в трёх комнатках на Рю-де-ля-Пэ. Над входом была вывеска: «Для спорта», через несколько лет её знал уже весь мир.

В первой коллекции свитеров Эльза использовала мотивы африканского искусства и работы художников-кубистов.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 8.

Эльза с бедуином

Следующая коллекция вызвала шок — её Скиапарелли выполнила по рисункам матросских татуировок. Там были змеи, якоря, сердца, пронзённые стрелами, и т.п. Она же первая ввела рисунок, получивший название «рыбий хребет», и изображения омаров, которые с трикотажных изделий впоследствии перешли на шёлк и купальные костюмы. После перелёта Чарлза Линдберга через Атлантику (1927 г.) она показала серию моделей, которые легли в основу стиля пилот, дожившего до нашего времени.

Проработав несколько лет со спортивной одеждой, Скиапарелли пробует силы в создании вечерних туалетов. И здесь достигает успеха. Её простое длинное платье-футляр из чёрного крепа в сочетании с белым жакетом и шарфом, перекинутым через спину, стало эталоном элегантности. Все кутюрье так или иначе повторяли эту идею. Она первая стала шить вечерние платья из твида.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 9.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 11.

В 1934 г. Скиапарелли переезжает на Вандомскую площадь — центр времяпрепровождения богатой публики. Там она открывает бутик (один из первых в мире) — магазин, торгующий небольшими сериями авторской одежды. Бутик предлагал вечерние нарядные свитеры, которые носили с длинными юбками, блузами и бижутерией. Использование бижутерии вместо настоящих драгоценностей вызвала немало насмешек у коллег-модельеров, но покупательницы были в восторге.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 13.

К середине 30-х гг. талант Эльзы Скиапарелли достиг расцвета. Каждая ее коллекция производила сенсацию. Коллекция под названием «Остановись, смотри и слушай» продемонстрировала дождевики, трактованные как вечерняя одежда, вышитые сари и множество других находок. В этой и последующих коллекциях даже в вечерних туалетах Эльза начала использовать застёжки-молнии. Выглядели они в те времена несколько грубо, и потому эффект от такого сочетания был для публики неожиданным и новым.

В 1935 году Скиап заинтересовалась выражением темы оптических иллюзий и галлюцинаций в форме, крое и рисунке одежды. Одаренная куюрье создает пиджак с широкими квадратными плечами, вошедший в моду благодаря Марлен Дитрих, и платье с изображением слезы, рисунок которого можно было разглядеть только с определенного расстояния или под определенным углом зрения. Когда Скиапарелли надевала это платье-мираж, то публика находилась в каком-то недоумении, поскольку, увидев и заинтересовавшись необычным рисунком издалека, люди не могли обнаружить его вблизи

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 16.

В 1936 году одним из событий мира моды стало представление нового, ставшего впоследствии фирменной маркой Скиапарелли, цвета “Shocking pink” (“шокирующий розовый” или фуксия). Возможно, это может показаться странным в наши дни, но для 30-х годов этот цвет был больше чем просто необычным. Он действительно шокировал. В ультрамодном цвете выпускали все: от туфлей и шляпок до губной помады и духов.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 17.

Но, пожалуй, самая знаменитая — «Цирк» (источником вдохновения послужил знаменитый американский цирк «Barnum»), Салон для её показа был декорирован известным дизайнером Жаном Мишелем Франком. Изображенные на одежде клоуны, слоны, гимнасты на трапециях (пуговицы повторяли их формы) как бы случайно складывались в слова: «Осторожно, окрашено». Сумки имели вид воздушных шаров, перчатки выглядели как белые гетры, конусообразные головные уборы напоминали рожок мороженого.

Эльза эффектно применяла сюрреалистические мотивы в дизайне одежды. Она не уставала фантазировать, а ее фантазии были безграничны. При создании своих коллекций Эльза сотрудничала с гениальными писателями, художниками, фотографами. Так, по рисунку Жана Кокто были созданы жакет с “обнимающими руками” и знаменитое платье–обманка с вышивкой, в которой два женских профиля образуют вазу с цветами . Также он формировал для неё новые вышивки. а Жан Хуго изобрёл пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 18.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 19.

Но наибольший резонанс в мире моды имела долгая дружба и сотрудничество Эльзы Скиапарелли с Сальвадором Дали. Великий художник придумал для итальянки сумку в виде телефона, по его наброскам были созданы знаменитое платье с омаром в окружении листиков петрушки, жакет с карманами в виде выдвижных ящиков, и главное украшение бутика Скиапарелли – розовый диван в виде губ актрисы Мэй Уэст. Дали вдохновил Эльзу на создание ряда необыкновенных аксессуаров – сумочек в виде яблока или воздушного шара, перчатки с кармашками для спичек или с приклеенными ногтями.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 20.

Головные уборы, созданные этим тандемом (а зачастую и трио Скьяпарелли-Дали-Кокто, ценность сотрудничества всех троих невозможно переоценить) тоже поражали воображение! Бурю всеобщего одобрения и негодования вызвала коллекция остроумных, экстравагантных, скандальных и крайне странных шляп. В первой четверти ХХ века открыть лоб полностью все еще означало то же, что крикнуть: «Я проститутка!» (это правило не распространялось только на театральные костюмы). Причудливые шляпы Скиапарелли отменили этот неписаный закон. Что уж говорить о шляпе–ботинке, шляпе–телефоне, шляпе-отбивной. В этой коллекции присутствовал фасон, который впоследствии будет известен как «таблетка» и войдет в моду благодаря Жаклин Кеннеди. Тогда, правда, это действительно была имитация огромной таблетки американского аспирина, очень популярного в то время.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 23.

Скиапарелли много работала для звёзд кино и театра. Кэтрин Хепберн, например, заявляла, что её карьера по-настоящему взлетела вверх только тогда, когда она начала одеваться у этого модельера, Эльза создала имидж блистательному Гари Куперу, а также Марлей Дитрих, Мишель Морган и другим актёрам. тоит заметить, что звезды заказывали у талантливого модельера не только сценические костюмы, но и наряды для повседневной жизни. Руководство Голливуда даже заключило с Эльзой многолетний контракт, в то время как контракт с Коко Шанель на Фабрике Грез продлился всего один год. Но наибольшую славу Скиапарелли принесла совместная работа с киноактрисой Мэй Уэст, секс-идолом 30-х годов. Для Эльзы трудно было представить более подходящую рекламу для своего таланта, чем экстравагантная актриса. Мэй Уэст так часто заказывала наряды у своего модельера, что для того чтобы постоянно не присутствовать на примерке послала итальянке гипсовый слепок своей знаменитой фигуры в позе Венеры Милосской. И это вдохновило художницу Леонор Фини на создание флакона для первых духов Скиапарелли — легендарных «Shoking».

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 27.

Впоследствии всем духам Дома Скиапарелли были даны названия, начинающиеся на букву S. Первые духи для мужчин «Suff» имели флакон в виде куритель¬ой трубки. Идея флакона для «Roi Soleil» принадлежала Дали.

Она, что впрочем неудивительно, увлекалась наркотиками, однако этого никто не знал, потому что она хорошо скрывала это от всех. Однажды её застали за тем, как она нюхала кокаин, и ей пришлось заплатить деньги за молчание. Любительница порочных связей и экзотики в отношениях, она не раз встречалась с представителями негроидной расы. Это продолжалось до тех пор, пока Эльза не забеременнела от афроамериканца, и ей пришлось сделать аборт. После этого случая Эльза завязала со случайным сексом.

30-е годы запомнились одной из главных интриг в мире моды - соперничеством Эльзы Скиапарелли и Габриель Шанель. Это было настоящее, гениальное “противостояние” двух женщин, двух выдающихся модельеров, истоки которого скрывались в диаметральной противоположности их личностей. Единственное, что их объединяло – это новаторство. Новаторство в области моды.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 29.

Скиапарелли в своем творчестве была сторонницей сюрреализма. Шанель, напротив, делала ставку на классику. Эльза старалась одеждой подчеркнуть силу духа, личности, в то время как Габриэль подчеркивала красоту тела. Коко во всем придерживалась выдержанности стиля, а для своих моделей предпочитала использовать ткани скромной неяркой окраски без отделки. Эльза же шла на провокацию, использовала роскошные материалы и фасоны, шокировала модную публику невообразимым декором. Если Шанель создавала классические костюмы с золотыми пуговицами, то Скиапарелли шила платья-сари, выдумывала причудливые пуговицы в виде монет, ожерелья с пластиковыми насекомыми и странные аппликации в виде животных.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 30.

Соперничество за главную корону модельера иногда выходило за грани подиумов. Так, если верить историям, на одном из приемов Коко Шанель любезно усадила свою конкурентку на только что покрашенный стул, заметив, что внешнему виду Эльзы это будет только на пользу из-за яркости и пестроты ее гардероба. Скиапарелли была не менее сдержанной в своих поступках и часто выражала свои чувства карикатурными изображениями Коко на своих новых шедеврах. Пикантности их отношениям добавляло и то, что и Габриель и Эльза сотрудничали и дружили с одними и теми же людьми.

На вопрос «Завидуете ли вы успеху Эльзы Скиапарелли?» Коко Шанель неизменно отвечала: «Да нет, что вы? Это никому не известная итальянская художница, которая всего лишь шьет одежду!».

Тем временем война вмешалась в судьбы миллионов людей, в том числе и в жизнь Эльзы Скиапарелли. В 1939 году, с началом II Мировой войны Скиапарелли уехала. Дом Chanel закрылся в этом же году. После освобождения Франции (конец 1944 г.) Эльза возвращается, чтобы снова взять бразды правления в свои руки. Но в это время уже зажглась звезда Кристиана Диора, в моде был new look, и она так больше никогда и не смогла восстановить былого влияния. Свою последнюю коллекцию она выпустила в 1953 году.

Эльза Скиапарелли скончалась 13 ноября 1973 года в Париже во сне, через 20 лет после выхода своей последней коллекции. Её похоронили в шёлковом костюме шокирующего розового цвета, введённом в моду ей же. Итальянский бизнесмен Диего Дела Вале, владелец Tod’s, купил права на использование имени Скьяпарелли и ходили слухи, что он хочет снова открыть дом мод Скьяпарелли, но...

Между тем, будучи великим провокатором в творчестве, в личной жизни Эльза была очень скромным и закомплексованным человеком. И в зрелом возрасте она была некрасивой, нескладной и угловатой, как подросток. Крушение первой любви и неудачный брак, казалось, навсегда поставили крест на ее личной жизни. Она полностью посвятила себя дочери. Она тратила бешеные деньги на докторов. И тем удалось сделать невозможное - практически ликвидировать последствия ДЦП.

В Америке Гого (так Эльза звала свою дочь Марису Ивонн) познакомилась с известным дипломатом Робертом Л. Беренсоном и вышла за него замуж. Их брак был спокойным и счастливым, а у Эльзы появились две хорошенькие внучки - Мариса и Берри. Кстати, фотограф и актриса Берри Беренсон погибла 11 сентября 2001 года в одном из самолетов, которые протаранили Всемирный Торговый центр в Нью-Йорке…

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 35.

внучка Эльзы

Мировая мода ХХ века еще не знала более противоречивой и более яркой фигуры, чем Эльза Скиапарелли. Гениальная простота ее одежды в сочетании с остроумной экстравагантностью, нетрадиционный взгляд на вещи и смелость экспериментатора эпатировали буржуазную публику. Для нее не существовало ничего невозможного. Эльза шокировала, недаром её автобиография называется . "Моя шокирующая жизнь". Талантливый модельер предлагала своим клиентам не просто одежду, а экстравагантные мини-шедевры: платье с иллюзией выдранных клочьев, костюм, казавшийся надетым задом наперед, шарфы, на которых были “отпечатаны” газетные статьи о Скиапарелли, одежду с изображением рентгеновских снимков, шляпы в виде телескопа. Для своих моделей она использовала нетрадиционные материалы: джутовую мешковину, ткань с непропрядами, родофан, мех обезьян и даже солому.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 36.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 38.

Многое из того, что удалось создать Эльзе Скиапарелли за недолгое время существования ее дома вошло в моду только через 40-50 лет. Так застежка-молния была изобретена еще в 1886 году, к 30-м годам ее использовали только компании, изготавливавшие дорожные чемоданы. Эльза Скиапарелли впервые применила «молнию» в повседневной, спортивной и вечерней одежде. Но тогда это было воспринято как грубый элемент, особенно вкупе с вечерними платьями и молния так и не стала популярна. А в 60-х годах «молния» прочно войдет в мир моды..

Однажды итальянка обратила внимание на то, что моделирование одежды "самое трудное и неблагодарное искусство, потому что вскоре после того, как платье появится на свет, оно становится вещью прошлого". И все же Эльза была не совсем права. Настоящее искусство не подвластно времени. Сейчас имя Эльзы Скиапарелли звучит не так громко, модный дом Elsa Schiaparelli не существует уже 69 лет. Но этой «никому не известной итальянской художнице» мода, а также ее ценители и потребители обязаны очень и очень многим. Творениями Скиапарелли вдохновлялись многие: Вивьен Вествуд (шляпы-треуголки и другие «пиратские» предметы одежды, высокие платформы, «шокирующе розовые» колготки), Джон Гальяно, Жан Поль Готье, Biba, Франко Москино, Viktor & Rolf. Эльза во многом опередила время. В 30-е годы ей удалось создать то, что было считалось новаторским для тех времён, а вошло в моду только через полввека и является модным и в наши дни. А Юбер де Живанши начинал ассистентом у Скьяп и очень ценил полученный у нее опыт.

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 41.

платье от Скиап

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 42.

платье от готье. Не правда ли похоже?))

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 43.

Эта коллекция от D&G была посвящена Эльзе

Эльза Скиапарелли. Сюрреализм в моде 30-х годов. Изображение № 44.

Рассказать друзьям
19 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются