Views Comments Previous Next Search

Обман vs. sale

25636622
НаписалКайа13 июля 2009
25636622

Середина лета - начало сезонной распродажи, время, которого и мальчики, и девочки ждут с нетерпением. Урвать демисезонную вещь или желанные ботинки менее чем за полцены - вот ради чего мы наступаем себе на горло и, возможно, впервые открываем для себя значение слова э к о н о м и я. Душевное опустошение, обман и даже предательство - слова, которые крутятся в голове, когда дома, придя в себя от шоппинга в состоянии аффекта, приходит осознание того, что тебя просто напросто надули. 

В условиях мирового финансового кризиса и вялой покупательской активности сейлы в этом сезоне начинаются раньше положенного срока. Зимой они начались еще задолго до Нового Года, когда обычно покупатели и так готовы раскошелиться на подарки бабушкам и дедушкам. Летняя распродажа началась еще ранней весной. Поначалу она как беременная женщина выжидала свой срок - началось все с 20% в небольших мультибрендовых магазинчиках вроде обувного Iris или преимущественно вещевого James, который принадлежит компании "Джамилько", являющийся эксклюзивным поставщиком в Россию не только таких люксовых брендов как Hermes, Burberry, Sonia Rykel, Salvatore Ferragamo, но и таких масс-брендов как Naf-Naf, Guess, Timberland и Levi`s. И вот "беременная женщина" уже к концу июня - гораздо раньше положенного срока разродилась 70%-ми сейлами  (обычно такие скидки объявляются лишь в начале августа). Возбужденные предвкушением покупатели ломанулись в магазины, и не подозревая, что вместе с наклеенными на витрины громадными цифрами, обозначающими размер скидки, были переклеены и ценники. Такая махинация позволяет не продавать вещи по себестоимости. 

С началом летних сейлов В ЦУМ потянулась толпа студентов, мечтающих о сарафанах D&G, ботинках Neil Barrett и джинсах Kova&T. Но дело доходит до изучения ценника и энтузиазм быстренько спадает. Так в чем дело? А дело все в том, что как только курс евро стал рости со скоростью света, в ЦУМе быстренько пересчитали все цены. Если вещь в закупке стоила 100 евро, закупалась она прошлым летом по внутреннему курсу - примерно по 34 рубля за 1 евро. А когда весной курс подскочил к 37, то цены быстро подняли, как если бы вещь закупалась примерно по 44 рубля за 1 евро. Так и получается, что 70% скидки на вещи равна 50% и не более того. А 20% для студентов, мечтающих о трикотаже от Даши Жуковой - крайне весомая разница. 

Обман vs. sale. Изображение № 1.

Сейчас ЦУМ, да и многие другие магазины закупают вещи по 45 рублей за евро. То есть вещь за 100 евро обходится в 4500 плюс растаможка и доставка - итого 5500. Маржа с коэффициентом 3,7 и в итоге вещь стоит 16500. Если же вещь совсем не продается, то ее нужно продать на распродаже - не дешевле 5500, а лучше 7000, чтобы компенсировать еще и расходы на складирование. Соответственно, скидки в 70% имеют мало общего с реальностью. 

Обман vs. sale. Изображение № 2.

Гигантский ЦУМ после ребрендинга вообще №1 в списке "сомнительный распродаж". Например, их супер-закрытая распродажа в пустующем ангаре на 4-м этаже. Длится она около месяца, пускают на нее по приглашениям, а продают там такой хлам, который и в руки брать не хочется - кому нужна леопардовая сумка в стразах за 20 000 рублей? Явно не тем, кто обычно ходит в ЦУМ. Тут дело уже не ограничивается простой игрой с ценами. Вещи, которые завозят два раза в год на эту распродажу годами хранятся на складах в Подмосковье. Все вещи - из коллекций четырех-пяти годичной давности. И если мужчины и могут на ней найти себе классические ботинки Prada за 5 000, то вот девушкам повезет куда меньше - среди обуви все только с перьями и стразами, а к вещам подступиться трудно - платья по 50 - 60 000, а вещи вроде золотой водолазки YSL за 40 000 руб. так и напрашиваются на вопрос - и кому такая красота достанется? Да и что греха таить - большая часть вещей в этом ангаре - не более чем подделки, в которых уже были уличены байеры ЦУМа.

Обман vs. sale. Изображение № 3.

Ситуация подтверждается одной из постоянных покупательниц ЦУМа: "Уже который год замечаю, что на распродажах в ЦУМе на одних рейлах висят вещи очевидно старые, рваные и грязные и вещи коллекций предыдущего сезона. Джинсовые рейлы - это вообще отдельная песня. Месяц до сейла у меня текли слюнки на потертые 7 For All Mankind, стоили они тогда 7000. В середине июня они внезапно подорожали на 3 тысячи, а затем были уценены "вдвое". В поисках нужного размера там же случайно обнаружились прорезиненные Citizen Of Humanity, в которых моя мама ходит уже второй год".

Эти маркетинговые фокусы ЦУМ проворачивает не первый раз - зимой блог Last Season обрисовывал похожую ситуацию. Вот выдержка из поста от 14 января нынешнего года (самый разгар зимней распродажи): "Постоянная клиентка магазина сообщает, что платье RM BY ROLAND MOURET, до Нового года оценивавшееся в 78000 руб., после праздников стало стоить 97 000 руб. Нетрудно догадаться, что цена была просто пересчитана по новому курсу евро. Боюсь представить, какую прибыль получит ЦУМ в случае продажи платья, учитывая, что закупка производилась по старому курсу". Там же описана неприятная история с магазином Furla: Автор женских романов Арина Холина в своем блоге рассказывает о том, как ее приятельница попалась на давно известный трюк. Магазин сообщает о глобальной 50-процентной распродаже, при этом за ночь до этого события ценники переклеиваются – сумка, стоившая 20300 руб., теперь оценивается в 33850 руб., и обещанное удешевление теперь считается от этой цены. Решив простейшую математическую задачку, несложно придти к выводу, что скидка на товар составляет далеко не 50%. Поражает даже не сам факт махинации, а наглость, с которой она проворачивается: продавцы даже не удосуживаются избавиться от старого ценника, а просто заклеивают его новым, который при известной любознательности легко отковырять.

Обман vs. sale. Изображение № 4.

Там же в блоге оставлен любопытный анонимный комментарий, дающий понять, что ЦУМ просто играет по единым для всех правилам: "Делать переоценку на те коллекции, которые закупались еще тогда когда евро стоил 34-36 рублей стало каким-то "хорошим тоном". По крайней мере тот магазин, где я работаю тоже этим грешит – и так не отличаясь продуманной ценовой политикой (точнее отличается по принципу – чем больше накрутим тем больше денег получим) мы умудряемся поднимать старые цены на 20-30 процентов без особой боязни".

А вот предостережения от пользователей сайта rasprodaga.ru (мониторинг скидок и форум тех, кто за ними следит). Один из пользователей сайта пишет: "ТД "ЦУМ" мухлюет с ценами! Допустим, имеется галстук. Цена при поступлении в продажу в августе 2008г.- 5000р. Вы приходите на распродажу в январе 2009г, где весь магазин пестрит указателями со скидкой в 50%, и берёте приглянувшийся галстук с мыслями, что сейчас на кассе отдадите за него 2500р. Но, глядя на ценник, выясняется, что теперь он стоит 3000р! Рядом первоначальный ценник, где указана цена 6000р и вроде бы выполняется условие про минус 50%. Но Вы ведь не маразматик и прекрасно помните, что именно этот товар стоил 5000р. И Ваши глаза Вас тоже не подведут, потому что прекрасно видно, что поверх старых ценников наклеены новые, из которых следует, что теперь галстук поступил в продажу 1 января 2009г, а уже 3 января был уценён до 3000р. Что же получается - магазин 1-го числа выкидывает типа новые коллекции (а такие штучки с ценами на весь товар), а уже 3-го их распродает. Просто революция в мире моды - сезон длится три дня. Подзывается консультант, который после вопроса - "В чём дело?", прикидывается "шваброй", но когда даёте понять, что у Вас с памятью всё в порядке (а ещё можно при нём отодрать новый ценник и обнажить старый), он негромко заявляет, что такая ситуация из-за роста курса евро. Ну вырос евро, ну будет логичным увидеть более дорогим товар нового сезона. Но какое отношение рост евро имеет к товару, который был приобретён ТД ещё летом прошлого года (и 100% оплачен), по докризисным ценам? В общем, поведение ТД "ЦУМ" очень сомнительное. Если очень жалко расставаться с товаром и нет денег на закупку нового, а желание сохранения прибыли очень велико, то так бы честно и написали -30%, -40%. И они постоянно заявляют о высоком уровне обслуживания. Такие случаи больше напоминают базар, чем магазин, кичащийся что он самый-самый". 

Обман vs. sale. Изображение № 5.

Другой популярный способ увеличить разницу между себестоимостью и цифрой на ценнике - разбавлять аутентичные лакшери-вещи фейком. "В Москве китайских и турецких подделок даже больше, чем в провинции, - уверен байер одного из крупных магазинов премиум-класса Владимир Л. - Раньше было ясно: на рынке или в ларьке тебе продадут китайскую туфту за копейки, а вот в бутике - почти наверняка дорогую брендовую одежду, и это развязывает ритейлерам руки. Магазинов, которые отказались от "китайской сверхприбыли" ради доброго имени, - единицы".

О еще одном алгоритме ценового вранья можно узнать из недавнего интервью РБК менеджера одного из московских бутиков лакшери-сегмента: "Иногда в России закупают за рубежом устаревшие коллекции, которые через год после выхода уцениваются в два-три раза. Затем эта старая коллекция привозится в Россию – на таможне за нее на абсолютно законных основаниях уплачиваются небольшие пошлины. В Москве старая коллекция приводится в порядок – чистится, гладится, вешается на дорогую вешалку – и продается уже по цене новой, т.е. в два-три раза дороже". 

Обман vs. sale. Изображение № 6.

Есть еще один вариант обмануть бедных студентов жадных до красивых шмоток. Самый простой способ затащить такую аудиторию в свой магазин - громко объявить о тотальной распродаже с 70% скидкой и разбавить все это дело приятной музыкой и бесплатным алкоголем. И вот все в предвкушении зажали в кулачках кошелечки и отправились на волшебную распродажу. Почему бы тут не вспомнить одну из последних - в магазине Zing, плотно засевший у всех в голове по случаю закупки в него хорошего шведского бренда Acne. Но мало кто в тот вечер покинул магазин с покупками. Обычные трикотажные футболки эта самая аудитория позволить себе так и не смогла - на большую часть вещей скидка была 30%, вместо объявленной в 70%. Зачем? Да просто чтобы нагнать толпу - кто-то то точно купит, пока в тоже время в столешниковском Aizel, в который та самая аудитория просто не решается зайти, на Acne уже действовала скидка в те желанные 70%.

Вот что говорит один из посетителей того самого "Магазина Удачной Покупки" : "Распродажи как таковой не было, цены, заявленные в рекламе, значительно отличались от ценников. Кто-то сказал, что на кассе вроде как называют другую цену - "типа ценники не успели наклеить" , но таскать каждую понравившуюся вещь на кассу - очень тупая затея, тем более на ценниках уже стояла скидка (к примеру 2000р вместо 2500р) - разве это распродажа? Я вообще приехала, чтобы купить одну футболку, но на месте передумала - смешно, ей богу, такую кампанию запустили хорошую, фотосессия с ребятами классная, а на деле, все оказалось туфтой, жаль, очень люблю этот магазин и людей, которые его делают".

Обман vs. sale. Изображение № 7.

А самое темное пятно в истории с тем же Zing-ом - вещи из прошлых коллекций, выдаваемые для покупателей за новые. Стоковая это коллекция или новая - узнать практически невозможно. Показ это одно - его можно посмотреть и на сайте. Но есть ряд вещей, которые на показ не попадают. Их видит только байер и только он может знать наверняка - из новой ли коллекции вещи или все же это вещи из стоков. И опять же, качественная, но скромная шведская марка - это не Roberto Cavalli с полными каталогами вещей на официальном сайте.

Обман vs. sale. Изображение № 8.

Когда речь заходит об обмане - ай-ай-ай, но нельзя не вспомнить о скандале, связанным с первым появлением Chanel на Российском рынке в 2000-м году. В первое время официальным поставщиком Chanel в России была компания Mercury, принадлежащая Алле Вербер, которая сейчас является фешн-директором ЦУМ-а. Французские представители бренда Chanel спешно покинули Россию в 2006-м вместе с родными сумками 2.55, как только увидели своими глазами, что в бутике Chanel Mercury продает фейковые сумки. Сегодня Chanel в Россию поставляется напрямую, без посредников. 

Обман vs. sale. Изображение № 9.

Ушлых покупателей, которые первыми узнают о началах распродаж, ночных сейлах и других "особых днях", процентов 10 из общего числа потенциальных покупателей. Из них имеют осведомленность о принадлежности вещей к той или иной коллекции максимум 3%. А остальные 90% по прежнему верят, что гигантское количество вещей, не распроданных в Zara, Oasis, Topshop, H&M, D&G и всего остального, отправляется детям в Африку, а не возвращается в магазин, затесавшись на рейлах очередной распродажи с 70% скидкой.

Самое скверное, что даже если поймать продавца за руку, получить компенсацию за ценовое заблуждение очень сложно. "Покупая вещь со скидкой, вы делаете это добровольно. Другое дело, что продавец ввел вас в заблуждение, но привлечь его за это к ответственности бывает очень сложно, так как всегда находятся документы с подробными условиями проводимой акции. Только вот покупателям их не показывают", - говорит юрист Александр Скачков.

Рассказать друзьям
256 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются