Недавно, мы с подругой занимались поиском чего-нибудь необычного и, конечно, жутко нужного для ее и моего гардероба, например, необычной рубашки или удачного платья за три тысячи, к босоножкам за тридцать. Идя по Петровке довольные и с удачным уловом, в виде футболки расписанной граффити в стиле 80-х и невероятно красивого, мятного оттенка платья столкнулись с общей старой знакомой. О да, это была она, ее невозможно забыть, как нельзя и спутать с кем либо. Но, то, что было на ней…, плыло впереди нее. С ног до головы в дорогих и слишком узнаваемых вещах, которые шептали, говорили, кричали о том, сколько за них отдали. Шейный платок в черепах, плетеная сумка, приметный логотип на топе, ремень в шашку, серьги с перекрещенными буквами “с” и так до бесконечности, уверен на нижнем белье тоже красовалось брендовое клеймо. Эдакий бесстыдно дорогой человек-бутерброд. В руках, фирменные бумажные пакеты с волшебными для многих надписями, и вожделенным содержимым, какой там кризис… Чего скрывать, Анжела всегда была безалаберной дурой, увидев нас, она завизжала прямо посреди улицы, но при этом милой, непосредственной и забавной. После обниманий, поцелуев и восторгов мы отправились отметить неожиданную встречу в ближайший бар. Ну, а, о чем может идти разговор между бывшей манекенщицей, тележурналистикой и мной в ресторане успешного дизайнера?! О вернисажах, концертах, путешествиях, ресторанчиках, дизайнерах, книгах, мелких пакостях, учебе, работе и новых горизонтах, в общем, о том из чего обычно состоит жизнь. Мы бы вдоволь наговорились, пофлиртовали с официантками, смеялись над всякими глупостями и радовались, что мы снова вместе в Москве и жизнь отличная штука. Во всяком случае, так было бы раньше. Но... Пропустив мимо ушей обсуждение того кто что делал последние полтора года, пока мы не виделись, наши мысли на тему кризиса и иже с ним, о нескольких сильных выставках, и паре громких фильмов. Анжела начала щебетать о том, как хороша жизнь в окрестностях Лос-Анжелеса, что тут, официанты нерадивые и медлительные, а нормальную еду днем с огнем не сыщешь. О скандалах, которые их участники изо всех сил пытались, или делали вид, что пытаются сделать негромкими, и грядущем открытия ночного клуба, на которое каждый цивилизованный человек, конечно, обязан был пойти. После этого, она завела разговор… правильно, об одежде, сопровождая каждую фразу наглядными пособиями. Не подумайте, я люблю хорошие вещи, люблю моду, красивые аксессуары, моделей, показы, но после двух лет мне совсем не о содержимом ее оранжевых коробочек хотелось говорить.
Вещи-клише, вещи - фирменные фишки, вещи – тренды сезона, как мне всегда казалось, свидетельствуют о большом кошельке, отсутствии фантазии и символизируют скуку. Эти вещи, как черный цвет, универсальны, подходят подо все и для любого случая. Классическая бежевая клетка и монограммы на коричневом фоне, смотрятся как маленькое черное платье – всегда уместно, но, увы, не претендуют на оригинальность. Они нужны, когда не знаешь точно или лень заморачиваться с нарядом, признаюсь, сам этим грешен. Если еще куча народу носят эти вещи, это не значит, что я закину их подальше, но когда на одной вечеринке три девушки в одинаковых платьях, это явно перебор. Поэтому я и большинство моих друзей стараемся выбирать вещи, гордо оставляющие возможность сомневаться, и частенько наведываемся в винтажные магазины и рынки, роемся на чердаках и в сундуках у прародителей и ходим на арт-базары и шоу-румы. Знакомые девушки как раз открыли один, и в выходные должны были быть на гаражной распродаже, которые к моему удовольствию стали набирать популярность. В ответ на предложение пойти, мы услышали абсолютно неожиданную бурю негодования. Если бы взгляды могли убивать, маленькое черное платье было бы как раз кстати: “Чего?! Я и на распродажах никогда ничего не покупаю, а то еще столкнусь с кем-нибудь на вечеринке (я так и не успел сказать, что именно вещи тренды выпускаются большим тиражом и узнаются легче, не говоря уже о подделках под оные) в таком же жакете или костюме. А вы мне предлагаете рынок... я вообще, что-то не припомню что это, я себе, слава Богу, вещи из бутика позволить могу ”, прошипела Анжела, потрясая маленькой голубой сумочкой из ювелирного магазина, содержимое которой (погремушку) собиралась продемонстрировать. Тина подлила масла в огонь, сказав, что только что купила платье из коллекции трехгодичной давности. После минуты неловкого молчания, Анжела собрала шикарный скарб, и, буркнув что-то о срочных спа-процедурах спешно ушла, опрокинув стул, и чуть не сбив официанта. А нам осталось допивать коктейли и недоумевать как полтора года, превратились в пропасть.
Но в память мне врезалась фраза “я себе бутики позволить могу!”. Она напомнила мне слова, оброненные одной из маминых подруг, которые в девяностые проводили полдня в дорогих магазинах, а еще полдня обсуждали то, что купили: “На барахолку!? Ни за что, там одни подделки, турки, да китайцы, и все это миллионным тиражом! Полгорода в одинаковом дешевом тряпье ходит, как из инкубатора! Я в бутик и только в бутик!”
Вчера, идя по Новинскому бульвару, я увидел бутик плитки и вспомнил, что на Петровке мы проходили мимо рыбного бутика, а в Москве есть еще аптечный бутик, , винный бутик, бутики шоколада, подарков, принадлежностей для бритья, и даже бутик сантехники. И я задумался, что это слово вообще означает.
Как оказалось, слово “бутик” заимствовано нами из французского языка (boutique – мастерская). В языке-источнике - «boutique» означало небольшой магазинчик, лавку, но вскоре сменилось существительным magasin, заимствованным из арабского. Последнее получило особенно широкое распространение в первой половине ХIХ века, когда происходила перестройка французской торговли на новых промышленных основаниях, а старые лавки (boutiques) перестали устраивать продавцов, которым нужны были более просторные и вместительные магазины. В русском языке оно появилось в измененном значении, стало обозначать «магазин высшего разряда, магазин модных, престижных и эксклюзивных товаров». Оно зафиксировано в «Толковом словаре современного русского языка конца ХХ века» как набирающее популярность, актуальное и активно употребляемое.
Первый бутик был открыт в 1933 году в Париже, Люсьеном Лелонгом при его Доме мод. И предназначался для продажи, вовсе не баснословно дорогих, эксклюзивных изделий, а совсем наоборот. Лелонг выставлял там более дешевые “редакции”, как называл их сам мастер, своих нарядов. Однако в то время идея не вызвала энтузиазма. Примеру последовали лишь немногие.
Одной из них была Эльза Скиапарелли правда, сделала она это другой целью - эпатажной. Ей не терпелось узнать, найдутся ли покупатели на ее сюрреалистические аксессуары, одобренные близким другом и единомышленником Сальвадором Дали, - шляпы в виде туфель и чернильниц, перчатки с приклеенными к ним золотыми ногтями, пуговицы-шмели. Все созданные в 30-е годы аналогичные магазины находились внутри большого Дома моды. И были сориентированы на продажу более дешевых, чем в последнем товаров.
Массовое распространение бутики получили в 60-е годы. Этот период – “золотое время” для такой формы торговли. Только в Великобритании насчитывалось больше 15 тысяч бутиков – в пересчете на душу населения больше, чем в любой другой стране мира. Однако это были совсем другие бутики. Они стали абсолютно самостоятельными и независимыми центрами торговли. В отличие от магазинов с крупными партиями одинаковых нарядов, здесь вещи продавались небольшими партиями, сохраняющими творческую задумку дизайнера. Бутики могли быть, и не привязаны к коллекциям какого-то определенного дизайнера. Теперь можно было собрать в одном месте вещи нескольких мастеров, подобранные по вкусу владельца.
Несмотря на малые партии предлагаемого товара, бутики в Европе 60-х не были предназначены лишь для толстосумов. Благополучно сосуществовали магазинчики с самым разнообразным ассортиментом товаров: от дешевеньких, с чаем и музыкой, до дорогих, с экзотичными предметами интерьера и эксклюзивной одеждой. Стремясь привлечь разнообразную публику, бутики ориентировались на людей с разным достатком. В борьбе за потребителя ставку делали на новизну ассортимента: коллекции обновлялись не два раза в год, как в больших Домах моды, а гораздо чаще.
Создание бутиков привело к прорыву: они превратили обыденное приобретение одежды в увлекательное занятие. В уютных торговых помещениях звучала музыка, можно было выпить кофе и, что особенно важно, узнать о последних новинках мира моды. Небольшие фирмы очень быстро реагировали на смену тенденций, так как чаще всего были напрямую связаны с дизайнерами.
Бутики, продемонстрировав исключительную выживаемости и конкурентоспособность, сумели распространить свой метод работы на иные формы торговли. Следуя модным поветриям, в больших магазинах стали открывать корнеры для продажи молодежной одежды, а старые Дома моды запустили в производство более демократичные, молодежные линии, предназначенные для тиражирования в количестве нескольких сотен экземпляров. При этом цены на небольшие коллекция назначали довольно умеренные, ориентируясь на финансовые возможности молодежи – основных покупателей новой одежды. Именно бутики доказали преимущества такой ценовой политики.
Выходит, что на Западе изрядная часть подобных магазинов была доступна широкому контингенту покупателей, поэтому они стали так популярны и модны. А то, что слова “бутик”, “шик” и “дороговизна” - синонимы, - это лишь сложившийся у нас стереотип.
Комментарии
Подписаться