Views Comments Previous Next Search

Модный самиздат

5011966
НаписалАня Хрусталева-Гехт14 января 2010
5011966

Модные фэнзины, их авторы и феномен популярности «самодельных» изданий.

Фэнзины по большому счету нельзя считать частью издательского бизнеса: они делаются чуть ли не на коленке, их издатели вооружены мизерными бюджетами, а вся политика заключается в субъективном выборе единственного работника - автора журнала. Но конечный продукт зачастую обыгрывает те издания, на производство которых тратятся немыслимые усилия и деньги – и решающими факторами оказываются сопричастность и персонифицированность.

Модный самиздат. Изображение № 1.

Так, один из самых влиятельных фэнзинов, Fanzine137, в одиночку делает 32-летний житель Мадрида Луис Венегас – когда-то креативный консультант Carolina Herrera, Loewe и Thierry Mugler, а ещё раньше — арт-директор в испанском Marie Claire. Сегодня он – издатель, креативный директор и главный редактор сразу в трёх журналах: кроме Fanzine137, Венегас выпускает Electric Youth! и Candy. Должности издателя и главного редактора другого известного фэнзина, Useless, занимает 30-летний художник и фотограф из Нью-Йорка — Конрад Вентур; он же справляется с половиной текстов и третью фотографий к материалам другим авторов. Дерзкий и язвительный Vague Paper делает стилист и арт-директор Мэттью Холройд, также без всякой посторонней помощи. Fashematical так вообще нарисован вручную, на каждой странице – выбранные на вкус Джонатана Завады, автора блога Fashematics, образы последних весенне-летних коллекций.

Такие журналы получаются очень персонифицированными – под руководством одного человека они становятся проекцией его интересов, слабостей и увлечений. Такой подход и отталкивает, и привлекает одновременно – как говорил Кафка, только люди, пораженные одинаковым недугом, по-настоящему понимают друг друга.

 

Модный самиздат. Изображение № 2.

  • Vague Paper

Модный самиздат. Изображение № 7.

Fanzine137  наполнен и посвященными Линде Евангелисте едкими эссе, и карикатурами на Палому Пикассо, и философствованиями Гаса Ван Сента. Томас Перссон, главный редактор Acne Paper, справедливо и метко называет Fanzine137 «театром одного актера»: «Если ему нравится Хулио Иглесиас, то он не постесняется поместить заметку о нём по соседству с эссе Грейс Коддингтон – просто потому, что она ему тоже нравится».

В каждом номере несколько полос демонстрируют ровно 137 полюбившихся Венегасу в этом месяце предметов: от туфель Repetto и испанского HELLO! до масла для кутикул Clarins и мятых пятидолларовых купюр. Список авторов Fanzine137 настолько же пестрый: в разное время для него писали Вим Вендерс, Том Форд, Ричард Принс и Ларри Кларк.

 

Модный самиздат. Изображение № 8.

  • Fanzine137

Модный самиздат. Изображение № 36.

Фотограф Цезар Сегарра и дизайнер Роберто Пикеро потакают своим капризам еще беззастенчивее: фэнзин Uncode они выпускают на символическом зашифрованном языке – по их словам, «того, что наступит завтра, сегодня не существует. Но ни моды, ни музыки, ни дизайна в нынешнем привычном значении не останется. Об этом можно уже начинать забывать».

Такой подход кажется жутко эгоистичным, но на деле, напротив, объединяет аудиторию подобных изданий: ничто не связывает сильнее субъективных предпочтений – разве что трибуна для их выражения, которой и является любой фэнзин.

 

Модный самиздат. Изображение № 37.

  • Uncode

Модный самиздат. Изображение № 42.

Другое общее место фэнзинов: редко когда их содержание можно описать парой слов — под одной обложкой оказываются и мода, и музыка, и фотография, и другие визуальные искусства. В журнале Useless можно отыскать и рассуждения Гарета Пью о голограммах, и диалог с физиком Робом Шоу о золотом цвете, и размышления художницы Изабель Толедо о феминности.

Конрад Вентур, придумавший журнал, говорит, что «поначалу делал Useless платформой для поддержки всех, с кем я мыслю в одном направлении, и мне удалось без особенных усилий их сплотить». Важный иллюстратор детских книг Эми Седарис, помада Chanel, проблема трансгендерности – обо всем в Useless говорится по-панибратски: «Важно ничему не придавать мнимую драгоценность. Кое-что из того, что важно сейчас, может оказаться существенным и через десяток лет – но даже поэтому лепить из чего бы то ни было Святой Грааль недопустимо».

 

Модный самиздат. Изображение № 43.

  • Useless

Модный самиздат. Изображение № 53.

В TIWIMUTA, зине Андре Волкера, когда-то дизайнера, а сегодня стилиста британского Dazed&Confused, также можно найти что угодно: и кулинарные рецепты, и киносценарии, и даже материнское благословение. Эта гавайская смесь объясняется названием – акронимом выражения «This Is What It Made Us Think About».

Волкер поясняет: «Главное – разбудить интерес. Поэтому что сущность текстов в TIWIMUTA непредсказуема, что вывод из их суммы». Хотя для первого номера журнала работали Марк Джейкобс, Виктория Бартлетт, Ким Джонс и главный редактор Paper Magazine Ким Хастрейтер, «это история не про моду, а про слияние людей смежных с ней профессий»

TIWIMUTA – нетипичный для фэнзинов момент – выпущен в жестяной обложке, и поэтому Волкер сравнивает собственный журнал с кирпичом: «Это многофункциональный предмет. Можно строить, можно разбивать головы соперникам».

 

Модный самиздат. Изображение № 54.

  • TIWIMUTA

Модный самиздат. Изображение № 59.

«Потребность выразить себя, осуществить то, что так давно не удавалось» двигала и создаталями зина Love Want – фотографа Бека Парсонса и стилиста Имогена Баррона. Они работают вместе не первый год: когда-то вдвоем Баррон и Парсонс делали эдиториалы для австралийских ELLE, Grazia и Dazed&Confused. В Love Want нет ни текстов, ни рекламных страниц — по словам его создателей, «нашим катализатором было нестерпимое желание создавать чистые, выкристаллизованные, рафинированные изображения, и наконец-то мы нашли способ его удовлетворить».

 

Модный самиздат. Изображение № 60.

  • Love Want

Модный самиздат. Изображение № 79.

Скотт Кинг был арт-директором i-D в девяностые и дизайнером дерзких обложек Sleazenation — журнала, из-за документальных съемок ночной жизни Лондона ставшего полулегендарным; графические работы Кинга выставлялись в нью-йоркском Музее Современного Искусства и лондонском Музее Виктории и Альберта. Сегодня он поглощен выпуском фэнзина Crash! – по его же определению, «наполовину журнала, наполовину художественного альбома».

Главными катализаторами своей работы Кинг называет мифологию современной поп-культуры и самоубийства рок-музыкантов, а вот нормы и правила его совсем не волнуют. «В моей районной газете последние пятьдесят лет публикуют письма какого-то старика. Они всегда очень короткие – два параграфа или несколько предложений. И все они состоят из жалоб то на плохие дороги, то еще на что-нибудь, и во всем он обвиняет Аль-Каиду. Почему бы не составить целый номер из его писем? Это был бы самый стильный журнал из всех когда-либо существовавших».
 

 

Модный самиздат. Изображение № 80.

  • Crash!

Модный самиздат. Изображение № 88.

У всех этих зинов, выпускающихся сегодня, очевидно много общего: один-единственный, как правило, автор, не только бесстыдно проецирующий собственные симпатии, но и без посторонней помощи справляющийся со множеств сопряженных с выпуском журнала задач. Этой персонифицированностью зины привлекают так же, как порой очаровывает человек с невыносимо трудным характером; и она обнаруживается даже в точках их продажи: заносчивый TIWIMUTA, к примеру, можно купить в нью-йоркском Barney's и книжном магазине с претензией Dashwood Books, наполненный замысловатой графикой и репродукциями Crash! продается преимущественно в галереях и музеях, а Fanzine137 распространяются через магазины Opening Ceremony и American Apparel.

Рассказать друзьям
50 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются